Где может применяться индекс RMCI?
Российский рынок сырого молока очень изменчив и волатилен. Данные Росстата показывают, что цена молока от года к году может меняться до 20%. Подобные изменения негативно влияют на экономическую устойчивость как производителей сырого молока, так и перерабатывающих компаний, и в конечном счете они приводят к сокращению потребления молочных продуктов российским населением.
На рынке давно назрела необходимость в новом подходе к ценообразованию, использование которого привело бы к снижению изменчивости цены. Возникла потребность в показателе, на который участники рынка могли бы опираться при ценообразовании и который был бы менее волатильным, чем свободная рыночная цена молока.
Такой показатель не только разработан, но и уже успешно применяется. Знакомьтесь: индекс себестоимости Союзмолоко (RMCI) – индекс себестоимости производства сырого молока в России.
Что это такое
Индекс – это совместная разработка ведущих участников рынка, в том числе компании Danone. Он отражает ежемесячное изменение (повышение или понижение) себестоимости производимого сырого молока под влиянием изменения ключевых статей затрат (корма, оплата труда, амортизация, ГСМ, электроэнергия и др.). Источником данных для расчета являются общедоступные, регулярно обновляемые источники информации – данные Федеральной службы государственной статистики и Центрального банка Российской Федерации.
Индекс себестоимости Союзмолоко (RMCI) создан и начал публиковаться в апреле 2017-го с целью снижения волатильности и повышения прозрачности бизнес-процессов на молочном рынке России. Расчет индекса произведен с помощью экономико-математической модели для оценки изменений себестоимости производства сырого молока и ключевых статей затрат.
Порядок создания модели индекса
Алгоритм формирования и расчета состоит из 5 шагов.
На первом этапе были определены затраты при производстве сырого молока, сформирован перечень укрупненных статей затрат, определена доля каждой в структуре себестоимости. Так, доля объемных кормов составила 21%, концентрированных – 27%, амортизации основных средств – 10%, амортизации стада – 11% и т.д.
На следующем шаге были выявлены ключевые факторы, оказывающие существенное влияние на каждую из статей затрат.
Что влияет на амортизацию основных средств? Уровень инфляции (76%) и курс рубля к иностранным валютам (24%).
На статью затрат «корма» влияют цены на комбикорма (13%), цены на шрот/жмых (20%), цены на ГСМ (5%) и другие.
Полученные на предыдущем шаге факторы были консолидированы, и определен их вклад в общую структуру себестоимости.
На завершающем этапе полученные факторы и их вклад в структуру себестоимости, а также соответствующий коэффициент сезонности использованы в математической модели, разработанной экспертами бизнес-сообщества, в которой за базисный период времени, к которому рассчитывается изменение себестоимости (t0), принят январь 2017 года, равный 100%.
На выходе получился индекс, т.е. отношение себестоимости в отчетном месяце к себестоимости в январе 2017 года.
После знакомства с принципами формирования индекса возникает вопрос: что общего у индекса себестоимости Союзмолоко (RMCI) с фактической себестоимостью? Работоспособность индекса была проверена ретроспективно на основе данных о средней себестоимости 3 тыс. предприятий за 7 лет.
Коэффициент корреляции между фактическими данными и индексом составил 97%, что подтверждает корректность расчетной модели индекса и ее высокую точность.
Это значит, что применяемая методика расчета позволяет получить показатель, который точно отражает изменение себестоимости производства молока в России, на который с уверенностью можно опираться в реальной работе.
Где может применяться индекс
Теперь к самому главному. Каким же образом применим индекс себестоимости Союзмолоко (RMCI)?
Во-первых, информация о динамике себестоимости производства может являться индикатором направления ценового тренда при заключении среднесрочных и долгосрочных договоров на поставку сырого молока, т.е. новый показатель позволяет молокоперерабатывающим компаниям индексировать закупочные цены с учетом изменения себестоимости, а поставщику, в свою очередь, быть уверенным в прибыльности своего производства.
Во-вторых, анализ себестоимости молока-сырья и тенденций ее изменения – возможный путь определения минимальной цены на различные виды молочной продукции, что позволило бы эффективно распределять доходы по всем участникам производственно-сбытовой цепочки, вести расширенное воспроизводство сельхозпроизводителям и не допустить необоснованного роста цен на готовую продукцию.
В-третьих, определение уровня государственной поддержки отрасли для обеспечения необходимого уровня прибыльности сельскохозяйственного производства и обеспечения возможности расширенного воспроизводства в условиях импортозамещения.
Индекс уже работает
На сегодняшний день индекс себестоимости Союзмолоко (RMCI) – это не просто новый рыночный показатель, а действующий инструмент, который используется участниками рынка при заключении долгосрочных контрактов на поставку молока: часть крупных поставщиков и Danone уже пользуются преимуществами индексного ценообразования.
Принцип расчета базовой цены в подобных контрактах (см. ниже) прост в понимании и использовании: изменение индекса прямо пропорционально влияет на изменение базовой цены, которая подлежит ежемесячному пересчету.
Публикуется значение индекса на нашем портале www.milknews.ru ежемесячно, не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным.
Что в результате
В результате уже сейчас участники молочного рынка имеют в своем арсенале показатель, который удовлетворяет до недавнего времени существовавшую потребность в качественных нововведениях, показатель, который вывел систему ценообразования на новый уровень.
Можно с уверенностью говорить о следующих положительных эффектах использования индекса себестоимости Союзмолоко (RMCI):
-
Снижение волатильности на молочном рынке.
-
Повышение экономической устойчивости сельхозтоваропроизводителей и молокоперерабатывающих предприятий путем применения гибкого механизма прогнозирования затрат при производстве сырого молока.
-
Повышение эффективности государственной поддержки отрасли путем расчета обоснованно необходимого объема инвестиций для расширенного воспроизводства.
-
Повышение инвестиционной привлекательности молочной отрасли и объемов потребления молочной продукции населением
Учитывая очевидные плюсы от использования индекса, компания Danone планирует и дальше расширять его применение и делиться опытом с участниками молочного рынка.
«Союзмолоко изначально был объединением производителей молока, а затем нам удалось консолидировать на своей площадке и крупнейших российских переработчиков, - отмечает исполнительный директор союза Артем Белов. - И если раньше вопрос справедливой цены был битвой различных компаний и союзов, то теперь это вопрос внутреннего диалога и переговоров членов команды. Появление единого инструмента – это закономерный и крайне необходимый дальнейший шаг урегулирования вопроса справедливой цены. Индекс себестоимости Союзмолоко, который был разработан Союзмолоком, Milknews и отраслевым сообществом, может быть использован как для закладки общих принципов долгосрочной контрактации, так и для обоснования объемов господдержки, доходности в производстве и переработке, урегулирования споров между компаниями. Мы рассчитываем, что индекс получит распространение по всей стране и будет использован как основной индикатор себестоимости в переговорах производителей и переработчиков».