Упаси 25

Подробности Как решать проблему дефицита персонала в молочной отрасли


Старение кадров и непопулярность работы в сельском хозяйстве – одни из многих проблем дефицита персонала молочных предприятий. Однако решение есть. По подсчетам Союзмолоко, при росте производительности труда на уровне 1,9% в год в производстве и 0,8% в переработке к 2030 году нехватка дополнительной рабочей силы в отрасли будет снижена до минимальных значений. О том, какие меры принимает государство для решения кадровой проблемы и что делают представители бизнеса, говорили участники сессии «Стоп, кадр: как решать проблему дефицита персонала» Второго форума лидеров молочной индустрии.
 

Данные статистики


Как сообщил в ходе выступления глава Союзмолоко Артем Белов, всего в российском сельском хозяйстве работает примерно 4,4 млн человек (примерно 6% от занятого населения страны), в том числе 1,3 млн человек трудится в сельхозорганизациях. При этом 1,6 млн человек или 2,3% от занятого населения работает в пищевой и перерабатывающей промышленности.

Одной из основных проблем отечественного АПК, по его словам, является старение кадров. Согласно представленным Беловым данным, если в 2001 году средний возраст работников АПК составлял около 41 года, то в 2023 году этот показатель увеличился до 45 лет. Как отметил Белов, сельское хозяйство отличает чуть более высокий уровень безработицы, чем в среднем по экономике, что составляет 3,6% против 3,2%. «При этом именно сельское хозяйство показывает один из самых высоких в последние годы темпов прироста по заработной плате. За последние 5 лет средний рост заработной платы составил порядка 14%», - сообщил глава союза. Однако он подчеркнул, что уровень заработных плат в сельской местности все равно достаточно серьезно отстает от уровня заработных плат в крупных городах.



Говоря о данных по нехватке персонала, он пояснил, что они могут варьироваться в зависимости от компании, однако число вакансий в АПК чуть больше чем в среднем по экономике и составляет 6% против 7%. По словам Белова, сложностью является как привлечение, так и удержание персонала. Для достижения этой цели компании используют такие механизмы, как повышение заработной платы, предоставление социального пакета и создание инфраструктуры, необходимой для работников. Кроме того, вводится автоматизация процессов производства и используются механизмы оптимизации производительности труда, в том числе программы для повышения уровня образования и компетенций.

По мнению Белова, в решении кадровой проблемы также могут помочь аутсорсинг и обмен опытом, сокращение потерь на всех этапах производства, интенсификация производства и оптимизация технологических и бизнес-процессов. Важным аспектом при этом остается производительность труда. «По этому показателю в сельском хозяйстве прирост фактически полуторакратный за последние 12 лет. Понятно, что это связано с очень высокой инвестиционной активностью, но это дает нам посыл, чтобы и в дальнейшем модернизация агропромышленного комплекса, переработка с автоматизацией и роботизацией могли способствовать росту производительности», - сказал Белов. Он напомнил, что по итогам 2023 года сельское хозяйство показало прирост 54% к уровню 2012 года, при том, что в обрабатывающем производстве этот показатель составил 31%, а в среднем в экономике - 12%. «Эта тенденция должна быть сохранена», - подчеркнул глава союза.

Глава союза добавил, что согласно указу президента России Владимира Путина, к 2030 году объем производства продукции АПК в стране должен превышать уровень 2021 года на 25%.

В денежном выражении производство сельхозпродукции должно достигнуть 9,59 трлн руб. против 7,67 трлн руб. в 2021 году, а производство пищевой продукции и напитков - 11,89 трлн руб. против 9,5 трлн руб.

На первый взгляд такие амбициозные планы должны потребовать привлечения большого числа новых сотрудников, однако, как говорит Белов, вопрос можно решить и другим способом.

При действующей производительности труда для достижения этой цели в сырьевом секторе действительно потребовалось бы дополнительно 610 тыс. человек. Однако если Россия будет сохранять рост производительности труда на уровне 1,9% в год, что соответствует 10-летнему темпу прироста в среднем по миру, то привлечения дополнительной рабочей силы не потребуется.

Та же ситуация складывается и в перерабатывающем секторе. Если в 2023 году там требовалось дополнительно 100 тыс. человек, то к 2030 году при росте производительности труда на уровне 0,8% в год, дополнительный персонал в таком колоссальном объеме будет не нужен.
 

Меры государственной поддержки

 
Заместитель министра сельского хозяйства РФ Ксения Шевелкина напомнила, что в подчинении Минсельхоза находятся 45 высших учебных заведений и 41 среднее профессиональное учебное заведение, из которых ежегодно выпускаются 250 тыс. и 40 тыс. студентов соответственно. «По данным Министерства труда, в отрасли трудоустраивается в среднем 13% специалистов. По молочной отрасли показатели находятся на уровне 10%», - сообщила она.



К системе образования в области АПК также относятся 21 научно-исследовательский институт и 17 учреждений дополнительного профессионального образования. Шевелкина подтвердила, что в отрасли работает достаточно большое количество специалистов старшей возрастной группы, и отметила, что для омоложения отрасли необходимо замещать около 130 тыс. специалистов в год. Она призвала глав компаний сектора активнее участвовать в опросах Минтруда для того, чтобы государство понимало потребность бизнеса в кадрах.

Со своей стороны Минсельхоз поддерживает работодателей в рамках федерального проекта «Кадры в АПК». В частности, компенсируются затраты на ученические договоры и производственные практики. «Вы можете взять себе на производственную практику будущего специалиста, то есть текущего студента, и в дальнейшем все расходы, включая заработную плату, оформление справок, проезд до предприятия, будут компенсированы на 90%, если он учится в высшем или среднем учебном заведении», - пояснила Шевелкина.

Она напомнила, что в России работают 22 тыс. сельских школ, в том числе 3 тыс. малокомплектных. «К сожалению, в последние годы фокус внимания профориентации в сельских школах был достаточно невысоким», - сказала замглавы Минсельхоза. В связи с этим, по ее словам, было принято решение о том, что размер ежемесячных доплат для учителей, преподающих профильные предметы в агротехнологических классах в сельских школах, составит 30 тыс. рублей. Кроме того, учителя сельских агроклассов с 2025 года будут получать ежемесячную выплату 40 тыс. рублей.

Посредством программы комплексного развития сельских территорий такие учителя смогут получать жилье. «Тем самым мы создаем условия привлечения специалистов сельскую местность», - уверена Шевелкина. Запланировано решение жилищной проблемы и для преподавателей вузов. «Очень часто преподаватели вузов перетекают из одного научно-исследовательского института или вуза в другой. И одним из мотивов, как мы слышим, является отсутствие жилья, поэтому мы предусмотрели меры поддержки со строительством жилья для преподавателей высших учебных заведений, которые причастны к ключевым проектам. Эти ключевые проекты будут осуществляться совместно при участии вузов, регионов и работодателей», - сообщила замминистра. Эти и другие реализуемые меры должны способствовать решению кадров проблем в АПК.


Опыт бизнеса: объезд школ на автобусе

Приходилось сталкиваться с проблемой текучки кадров и ГК «Зеленая долина». Как сообщил председатель совета директоров компании Сергей Юдин, в этом году ситуация осложнилась еще и оттоком людей из Белгородской области, где расположена «Зеленая долина». «Несмотря на это, сегодня мы имеем долю вакансий в размере от 3 до 5%. Текучка кадров у нас 4,2%. Что касается дееспособности управленческих команд, мы оцениваем это где-то в 82%», - рассказал он.



Такие результаты компании удалось достигнуть благодаря изменению структуры системы управления, в рамках которой большое внимание уделяется воспроизводству кадров. Работа с ними начинается с профориентации школьников и бесед с их родителями. «Мы купили большой автобус, полностью его разобрали, сделали там мобильный офис и четыре интерактивные зоны. И на этом автобусе мы ездим по сельским школам», - поделился Юдин. Он уточнил, что самыми младшими школьниками для таких бесед выступают ученики седьмого класса, и в год удается пообщаться примерно с 4 тыс. человек. В этом году было отобрано 26 ребят, которые будут взаимодействовать с компанией «Зеленая долина».

Следующим важным этапом в работе со школьниками для «Зеленой долины» является самоопределение детей и подростков. Чтобы понять, насколько ему подходит работа в сфере сельского хозяйства, ребенок может прийти в агромастерскую, созданную компанией. Представители «Зеленой долины» работают и с учащимися в техникуме. «У нас 44 руководителя высшего звена, которые принимают управленческие решения в компании, и все они обязаны читать лекции в этом техникуме», - сообщил Юдин. Он выразил надежду на то, что уже через два года компания перестанет принимать людей «со стороны». «Все, кто будет приходить к нам, будут проходить через эту систему полной подготовки», - заявил он. Среди других направлений работы «Зеленой долины» с персоналом - непрерывное развитие сотрудников производственной компании с обратно-реверсной историей, подготовка управленческих команд и наставников.

Приоритет – выпускникам агроклассов


Как рассказала руководитель управления персоналом «ЭкоНиваТехника-Холдинг» Екатерина Столяревская, компания начинает работать с детьми с возраста примерно от пяти до семи лет. По ее словам, таким детям было бы интересно познакомиться с образовательным проектом «Город профессий», который является частью экскурсионной программы на молочных фермах «Добрино» в Воронежской области и «Уланово» в Калужской области. Его целью является популяризация сельхознаправления и демонстрация возможностей компании на каждом из ее агрокомплексов.



Кроме того, у компании открыты 26 агроклассов в Московской, Воронежской, Рязанской, Курской и Калужской области, Республике Татарстан и Алтайском крае. «Мы планируем в том числе брать вектор на увеличение количества этих агроклассов и работать с ними в плотной связке с высшими учебными заведениями и сузами», - рассказала Столяревская, отметив, что выпускникам таких классов будет отдаваться приоритет при найме на работу.

Она отметила, что в 2024 году количество практикантов «ЭкоНивы» составило около 2,4 тыс. человек, всего было трудоустроено 369 практикантов, из них 161 - выпускники 2024 года. «ЭкоНива» также уделяет большое внимание обучению и развитию персонала. «Мы понимаем, что наши вузы дают достаточно хорошую теоретическую подготовку, но тем не менее к нам не всегда приходят ребята с достаточной практической подготовкой, поэтому мы работаем очень плотно по направлению животноводства и растениеводства, а также ИТС (инженерно-техническая служба – прим. ред). Мы создаем собственные академии, в которых есть несколько уровней», - сообщила Столяревская.

Она уточнила, что основными специалистами, в которых нуждается компания, как раз являются профессионалы из отрасли животноводства, растениеводства и сфер, связанных с ИТС. Текучесть кадров на предприятиях «ЭкоНивы» составляет от 21 до 27% в зависимости от сферы и региона. В дальнейшем компания намерена уходить от поиска сотрудников через специализированные порталы и развивать проект Talent Mapping по поиску талантов и формированию внешнего кадрового резерва.

Опыт других компаний


Директор по корпоративным отношениям «Эйч энд Эн» Татьяна Ткаченко сообщила о том, что компания ощущает кадровую проблему в логистическом звене. «Один из факторов, который заставил нас считать, что это надолго, является возросшая текучесть логистики аж до 18%, для нас это беспрецедентная история. И думая о том, что с этим делать, мы не видим никакой волшебной пилюли, мы видим решение только в системном подходе», - считает она.



В первую очередь, по ее словам, компания работает над привлечением персонала. «Мы активизируем всю работу, связанную с наймом. Мы меняем подходы к работе с молодыми специалистами, с вузами и сузами», - сказала она. В частности, «Эйч энд Эн» работает со школьниками, реализует экскурсионные и профориентационные программы, в рамках национального проекта образования участвует в программе «Билет в будущее», а также запускает собственные программы переобучения.

«Одним из примеров работы со студентами является наш проект Академия логистики. Пилот его мы завершили в этом году. Это программа, которая позволяет студенту-старшекурснику за один год пройти все стадии более или менее управленческих профессий и основных специальностей в логистике. Ребята успевают за этот год поработать комплектовщиками, кладовщиками, администраторами по возвратам, администраторами логистики и координаторами логистики и выпускаются из этого проекта готовыми менеджерами», - рассказала Ткаченко. По ее словам, все студенты, принявшие участие в проекте, стали работать с компанией, сейчас идет набор следующего потока.

В «Эйч энд Эн» также существует лидерская программа Beyond Surf, направленная на работу с талантливыми молодыми людьми. «Мы выбираем будущую звезду, которая имеет возможность на протяжении двух лет поработать в разных командах, на разных функциях в разных департаментах, получить руководящую специальность уже после двухлетнего окончания этого курса этой программы», - пояснила Ткаченко. Для удержания персонала компания использует как социальный пакет и стабильное повышение заработной платы, так и системную работу по развитию и обучению персонала. И, наконец, в условиях нехватки кадров «Эйч энд Эн» внедряет в качестве пилотных проектов различные системы роботизации, в том числе процессов укладки, установки роботов для транспортировки продукции.

В свою очередь управляющий акционер «Комос Групп» Андрей Шутов рассказал о создании компанией Агрокванториума, который может посетить любой желающий школьник, узнать больше о сельском хозяйстве и об интересующих его специальностях, а также принять участие в научных исследованиях. Компания планирует заключить соглашение о создании 15 агроклассов. «На выходе мы получим обученных мастеров, операторов, технологов, лаборантов, специалистов по R&D, инженеров по качеству», - уверен он.



Со своей стороны ректор Кузбасского государственного аграрного университета Екатерина Ижмулкина призвала вузы корректировать стратегию, исследовательскую и образовательные программы под потребности бизнеса. «Индустрия может быть заказчиком», - считает она. Ижмулкина подчеркнула важность того, чтобы через систему наставничества на предприятиях студент постепенно становился своим, а также того, чтобы культура и ценности вуза совпадали с культурой и ценностями компании.

1738136008

кадры

381 просмотр

Также рекомендуем:


МП Резуненко
Молочные заводы
Комментарии
2 ФОРУМ
РСХБ
Нов 5 мин еженедельно

АПЕХФ
Молочные заводы
KSIDAY 25
Подпишитесь на нашу рассылку
Zinpro

Кизель - 25

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы