Репортаж Как устроен новый завод «ДМС» по переработке в Калининградской области

Компания «ДМС Восток» в середине апреля запустила в Калининградской области завод по производству сухого цельного, сухого обезжиренного молока, а также сливочного масла. Общий объем инвестиций в строительство и запуск завода составил порядка 4 млрд рублей. Планируется, что продукция предприятия будет поставляться как на внутренний российский рынок, так и на экспорт. О работе завода, расположенного в уникальном с точки зрения инвестора регионе, индустриальном парке «Черняховск», рассказываем в новом материале.
История создания проекта
Холдинг «ДМС» является одним из крупнейших переработчиков молока в России. В 2021 году компания сообщила о намерении построить крупный завод по производству биржевых молочных продуктов. Рассматривались различные варианты расположения предприятия, в том числе в Поволжье. Однако в 2022 году было принято решение о реализации проекта в Калининградской области и заключено соответствующее соглашение между губернатором Калининградской области Антоном Алихановым, гендиректором Корпорации развития Калининградской области Андреем Толмачевым и гендиректором «ДМС Восток» Михаилом Брейтманом.
В апреле 2025 года компания открыла завод на территории индустриального парка «Черняховск», который является самой крупной промышленной площадкой Калининградской области площадью 218,33 га, предназначенной для размещения крупных логистических, транспортных и производственных проектов. Как пояснили в «ДМС Восток», решение об открытии производства на территории парка связано с наличием на его территории необходимой инфраструктуры, в том числе воды, электричества и газа, к которым легко подключиться. Также для резидентов «Черняховска» действуют налоговые льготы. И, наконец, еще одним немаловажным фактором выступает близость к поставщикам сырья.

Поставщиком молока на предприятие является агропромышленный холдинг «Залесье», расположенный в Гвардейском и Полесском городских округах Калининградской области. В том числе сырье поставляется с животноводческого комплекса ООО «Каштановка», который также входит в состав агрохолдинга «Залесье». «У нас глубокая кооперация», - подчеркнула Обухова.

Обухова также отметила, что компании была оказана помощь от властей региона. «Они, как и обещали, выполнили все свои обязательства, несмотря на изменившиеся условия. Нами был получен региональный “капекс” в размере 500 млн рублей», - отметила глава компании.
«Строительство завода стало в том числе возможным благодаря программе Минсельхоза по льготному инвестиционному кредитованию и большой поддержке ПАО «СБЕРБАНК», где мы получили кредит на строительство завода, а также получаем короткие льготные кредиты», – говорит Обухова.
Уникальность проекта
Как уточнила генеральный директор ООО «ДМС Восток» Наталья Кузнецова в беседе с Milknews, на сегодняшний день мощность завода составляет около 160 т сырого молока в сутки, в перспективе планируется выйти на проектную мощность в 350 т в сутки. «Мы пройдем важные аудиты, после чего начнем наращивать полный объем», - пояснила она. Плановые объемы производства сливочного масла превысят 4,4 тыс. т в год, сухого цельного молока – 3,5 тыс. т, сухого обезжиренного – 5,3 тыс. т. Другие виды продукции пока не планируется производить на заводе.

Наталья Кузнецова пояснила, что в течение последних трех месяцев на предприятии проводились пусконаладочные мероприятия. «Мы регулировали объемы, что-то исправляли, что-то корректировали, то есть у нас была некая притирка. Мы смотрели, как функционирует оборудование, как работает персонал и обучали его, потому что весь персонал новый. У нас молочных предприятий в области не так много, чтобы откуда-то брать уже готовых специалистов», - сказала она.
Отличительной чертой завода стала его большая площадь при относительно небольшом количестве рабочих мест и высокой доле автоматизации производства. Проектом предусмотрено создание новых 150–200 рабочих мест. На конец марта было трудоустроено уже 105 сотрудников. При этом в смене работает всего 12 человек.
Проект и монтаж оборудования осуществляла компания «ДМП», поставщиком основных видов оборудования выступил словацкий «Вздухоторг». Оборудование было импортировано из Словакии, Чехии, Польши, Болгарии, Швейцарии и других европейских стран.
«Мы заключили договор еще в 2021 году, и наши партнеры выполнили все взятые на себя обязательства. Все оборудование поступило в полном объеме, и монтаж тоже был сделан в полном объеме», - прокомментировала Обухова. Она пояснила, что с компанией «Вздухоторг» «ДМС» уже сотрудничала в рамках других своих проектов.
Автоматизированная мойка
Как рассказала заместитель директора по качеству ООО «ДМС Восток» Александра Мусиенко в ходе экскурсии по заводу, многие этапы процесса производства автоматизированы. В частности, полностью автоматизирована система циркуляционной мойки. «Операторы со своих рабочих мест управляют системой циркуляционной мойки», - пояснила она.

По ее словам, мойка молоковозов также осуществляется автоматически. После каждой мойки происходят отборы смывов, которые направляются в местную микробиологическую лабораторию. Помимо внутренних производственных процессов контролируется и внешняя микробиологическая среда, пояснила Мусиенко.
Прием сырья и пастеризация
Автоматизирована и система приемки сырья на заводе. «Оператор, подсоединив шланги к молоковозу и получив допуск от физико-химического отдела производственной лаборатории, с монитора компьютера управляет процессом скачивания при помощи автоматической системы управления технологическими процессами», - рассказала Александра Мусиенко. Молоко-сырье проходит фильтрацию и охлаждение, затем помещается в 100-тонные емкости.

После перекачивания сырье снова проходит проверку и направляется на сепарирование, при котором оно разделяется на сливки и обезжиренное молоко. «Для пастеризации сливок и обезжиренного молока на заводе предусмотрены отдельные пастеризационно-охладительные установки», - пояснила Александра.
После пастеризации обезжиренное или цельное молоко переходит в вакуум-выпарную установку, где под действием глубокого вакуума начинает кипеть при низких температурах. Благодаря этому влага, испаряется, а плотность продукта увеличивается. «На этом этапе аппаратчик участка также следит за параметрами процесса сгущения с монитора компьютера» - добавила Мусиенко.

Сушка
После процесса сгущения продукт направляется в сушильный комплекс, где подается на распылительный диск, который вращается с высокой скоростью, образуя мелкодисперсные фракции.

«Мелкодисперсная фракция продукта подвергается сушке очищенным, нагретым до 180 градусов, воздухом». В результате мы получаем сухой порошок молока, который охлаждается в виброфлюидном желобе», - отметила Александра Мусиенко, подчеркнув, что этот этап также является автоматизированным.
Фасовка и отбор проб
На завершающем этапе сухое молоко определенной температуры поступает в бункеры хранения. Фасовка продукции в мешки по 25 кг происходит в полуавтоматическом режиме. «Оператор берет мешок с пакетом-вкладышем и надевает его на автомат фасовки после чего нажимает кнопку «старт». Продукт из бункера, проходя процессы просеивания и магнитной сепарации, попадает в мешок, автоматически запаивается и прошивается. Далее проходит через рамку металлодетектора», - пояснила Александра Мусиенко.
С каждого мешка произведенной продукции автоматически отбирается средняя проба, которая направляется на исследования, как клиентам компании, так и во внутренние и внешние лаборатории. «Также у нас накоплена и внушительная библиотека образцов продукции», - сообщила Александра Мусиенко.
Дальнейшие планы
Как пояснили в компании, «ДМС» планирует, что из общего объема произведенной на заводе продукции 60% будет направляться на внутренний рынок России, а 40% пойдет на экспорт. По словам Татьяны Обуховой, у предприятия уже есть пул покупателей, которые заинтересованы в приобретении производимой продукции. Поскольку продукция производится на одном из современнейших производств в России и обладает высоким качеством, она в том числе может быть использована и в производстве детского питания.
Транспортировка сухого молока и сливочного масла с завода возможна как по воде с помощью паромов, так и авто- и железнодорожным транспортом, сообщила Обухова. При этом компания отдает приоритет наземному транспорту из-за возможности более стабильного соблюдения сроков поставок при использовании этих видов транспорта.
Чувствительным вопросом для компании остаются кадры. По словам Обуховой, «ДМС» требуются сотрудники, готовые работать с автоматизированным оборудованием. «Нам нужны люди с высшим образованием и с опытом работы», - подчеркнула она. По ее мнению, таких работников, скорее всего, придется искать за пределами Калининградской области.
1745827557
АПК
143 просмотра
Аналитический центр Milknews
Рейтинги
Рейтинг крупнейших владельцев сельхозземель в 2025 году по версии BEFL
Мировой рынок
Цена на сливочное масло продолжает обновлять исторические максимумы