компоненты

Разбор Выгодно ли заниматься агротуризмом в России


Агротуризм — это про PR или про прибыль? Milknews поговорил с компаниями, которые развивают это направление бизнеса, о том, способствует ли прием туристов росту узнаваемости бренда, повышению продаж и окупаются ли инвестиции в гостиницы на фермах. 
 

Агротуризм в мире и в России


Агротуризм как явление в мире насчитывает несколько сотен лет, но организованно это направление бизнеса начали развивать в середине прошлого века. К сегодняшнему дню свои ассоциации сельского хозяйства и туризма есть почти во всех государствах Евросоюза и других крупных странах-производителях продовольствия. Агротуризм особенно развит во Франции, Италии, Испании. На Апеннинском полуострове фермеры ежегодно принимают более 12 миллионов туристов, во Франции — около 7 миллионов человек, в Испании — примерно 6 миллионов отдыхающих, здесь насчитывается порядка 25 тысяч туристических агрообъектов.

По данным Россельхозбанка, в Германии 52% ферм имеют доход от туризма, мастер-классов, изготовления сувениров и т. д. В Италии услуги агротуризма в 2019 году принесли 2,6% от выручки всего сельскохозяйственного сектора.

В России в январе 2022 года тоже закрепился термин «сельский туризм». Как поясняет заместитель председателя Кабинета министров Чувашской Республики — министр сельского хозяйства Сергей Артамонов, сельский туризм — это посещение сельской местности для отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни, знакомства с деятельностью производителей и участие в сельскохозяйственных работах «с возможностью получения услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг».

Однако то, что мы понимаем под агротуризмом, и практики европейских фермеров несколько различаются — у нас в меньшей степени принято участвовать в самих сельхозработах, а больше — просто отдыхать. 

«Агротуризм получил развитие в 60-х годах, когда фермеры не могли реализовывать свою продукцию из-за появившихся больших сетевых супермаркетов с дешевыми «кормами» вместо настоящей еды. Тогда они попросили помощи у государства. С тех пор на фермы приезжали люди, помогали по хозяйству за еду и слушали рассказы про фермерство. То, что происходит сейчас в России — это не агротуризм. Ближе к истине термин «сельский туризм»», — говорит владелец семейной фермы «Лукино» в Тульской области Евгений Кузык.
«Наши туры несравнимы с турами, которые проходят за рубежом. Во Франции, Германии само место продает себя. Например, сырный тур. Люди увидят предприятие, сырным традициям которого 300-400 лет. Красивая архитектура, история, классная идея. Хотелось бы, чтобы агротуризм в России развивался в эту сторону. Чтобы люди любовались природой, хотели путешествовать на своей земле», — рассказывает директор и владелец Чувашского конного завода им. В. И. Чапаева и завода «Ядринмолоко» Роман Малов.

Зачем нужен агротуризм?

Для диверсификации бизнеса фермеров


Цель введения термина «сельский туризм» в России — государственная поддержка этого направления и, как следствие, рост прибыли фермеров и создание до 60 тысяч рабочих мест к 2030 году.

Как показывает практика, увеличение продаж и выручки за счет сельского туризма актуально, скорее, для малых хозяйств. Так, заместитель директора агротуристической подмосковной фермы «Веселая Корова» Анна Матюшкина делится, что занялась агротуризмом, чтобы показать своим клиентам, что ферма действительно существует и производит натуральные молочные продукты. Многие из них не верили, что это настоящие фермеры.
«Параллельно с этим, как только мы запустили самые первые экскурсии, в нашем магазине на ферме стала увеличиваться выручка. Человеку приятнее купить продукт, когда он знает нас, наших коров, наше чистое хозяйство. Это увеличило поток туристов на ферму, что увеличило выручку магазину. Для меня, конечно, смысл не в самом туризме, а в том, чтобы продать больше продукции», — говорит она.
 

Для создания рабочих мест на селе


«Безусловно, к преимуществам развития сельского и аграрного туризма можно отнести создание рабочих мест для сельского населения, повышение качества жизни на селе, развитие сельской инфраструктуры, поддержку фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, в числе которых развитие ремесел, привлечение туристов, повышение доходности сельского населения. При развитии агротуризма у сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность показать деревенский быт, производимую продукцию, животных, птицу и т. д», — отмечает Сергей Артамонов.

Руководитель управления маркетинга компании «ЭкоНива-Продукты Питания» (входит в ГК «ЭкоНива») Наталья Старкина поддерживает, что с помощью агротуризма можно повысить интерес к сельскому хозяйству и даже подтолкнуть людей к работе в этой сфере.

«Идея сельского туризма классная, она у всех на устах в Чувашии, Татарстане, Нижегородской области, — рассказывает Роман Малов. — В России много замечательных мест, которые просто нужно привести в порядок, сделать более цивилизованными. У нас много планов по развитию туристических маршрутов, а пока туристы могут в любой момент приехать к нам на молокозавод. Прибыль от такой деятельности не посчитать, это долгосрочный проект. Но когда приезжают школьники, я хочу верить, что кто-то из них захочет работать на молокозаводе. То есть идея перекликается с жизнью в деревне. К сожалению, в нашей республике развита трудовая миграция — все стремятся в город. Может быть, агротуризм поможет вернуть людей».
 

Для продвижения своего бренда


«Не стоит недооценивать важность сельского хозяйства, труд аграриев заслуживает огромного уважения, — отмечает Наталья Старкина. — Благодаря агротуризму люди узнают, насколько это современная отрасль и как активно она сейчас развивается. Кроме того, многим городским жителям действительно интересно, как натуральные продукты попадают на полки магазинов, поэтому на каждый туристический и экскурсионный проект найдется свой посетитель».

Она рассказывает, что экскурсии на фермы стали одним из самых популярных направлений агротуризма в России. По словам эксперта, в первую очередь предприятия используют их для дополнительного продвижения своей продукции и бренда. «ЭкоНива» развивает собственный экскурсионный проект с 2013 года. С того времени его посетило порядка 155 тысяч человек.

«Экскурсионная программа включает посещение фермы и производственной площадки в рамках одного дня, это своего рода микс из агро- и промышленного туризма. Для посетителей открыты фермы и перерабатывающие предприятия группы в Воронежской, Калужской и Новосибирской областях — всего пять объектов. На экскурсиях гости могут проследить весь путь создания качественных молочных продуктов «от поля до прилавка». Они видят, как на фермах ухаживают за телятами и взрослыми коровами, знакомятся со всеми этапами переработки сырого молока от приемки сырья до получения готовой продукции. Так, молоко становится не просто продуктом в холодильнике, а настоящим событием, в котором задействовано множество участников», — делится Наталья Старкина.

Агротуризм - это сфера деятельности, относящаяся в первую очередь к российской провинции, к настоящей глубинной России, считает исполнительный директор ООО «Рождество» во Владимирской области Тимофей Кописки.
«С точки зрения развития бизнеса экскурсии на ферму служат отличным маркетинговым ходом для продвижения продукции и большей узнаваемости бренда», - уверен он. 
 
 
В апреле Россельхозбанк подвел итоги проекта «День на ферме» — туров, в которых турист может провести один день на ферме и попробовать себя в качестве фермера. Согласно результатам, со старта проекта турпоток увеличился в 10 раз. По мнению экспертов РСХБ, агротуристический поток вырастет более чем на 60% к 2025 году и составит 5 миллионов человек в год.  

Сколько «стоит» агротуризм и каких инвестиций требует


«Для старта проекта в сфере агротуризма сельскохозяйственным предприятиям не нужно начинать с нуля, у них уже есть готовые объекты для посещений, например, фермы. По сути, инвестиции необходимы только в сервис», — говорит Наталья Старкина.

Анна Матюшкина открыла двери хозяйства для туристов в 2018 году.

«Тогда я не писала инвестиционный план, просто открыла ферму и брала с людей за вход по 150 рублей. Я ставила цель — показать, что мы открыты. Несколько лет спустя я хотела построить на ферме гостевые домики. Чтобы проект окупился, согласно бизнес-плану, нужно было инвестировать в него 25 миллионов. Сейчас цены изменились», — говорит она.

«Инвестиции зависят от желаемого результата и масштаба дела, — резюмирует Евгений Кузык. — Палатка для глэмпинга стоит около 400 тысяч, гостевой домик — 1,5-2 миллиона. Кто-то захочет поставить баню, кто-то ресторан. А кому-то будет достаточно экскурсий».
 

Выручка: цифры


«За полгода выручка только с агротуризма составила около миллиона рублей. Однако это процесс индивидуальный. Все зависит от фермы, от портрета покупателя — сколько он готов платить», — делится Анна Матюшкина.

Евгений Кузык тоже придерживается мнения, что в вопросе прибыли все очень индивидуально. Однако, по словам предпринимателя, агротуризм с точки зрения экономической целесообразности свойственен все-таки для небольших хозяйств.
«Не совсем правильно говорить, что агротуризм станет палочкой-выручалочкой для больших компаний, — говорит он. — Если у большой компании многомиллионные обороты по молоку, то агротуризм не станет источником дополнительной прибыли. Доход будет, а прибыль — не факт. Если же на ферме небольшой оборот по молоку, условно 50 коров, прибыль от агротуризма может занять значительную долю в доходе. То есть для мелких компаний — это попытка залатать дыры в бюджете. Мой доход от агротуризма составляет ежемесячно условно миллион, 100-200 тысяч прибыли в месяц. Это небольшой масштаб, но нужно понимать, каким должно быть предприятие, чтобы эти деньги стали для него значительными».
На своей ферме Евгений Кузык предлагает туристам гостевые дома.

«Туризм у нас — отдельное направление, — рассказывает он. — Гости, конечно, покупают продукты, производимые на нашей ферме. Но объем этих покупок несущественный: чуть сыра, чуть молока, чуть яиц. В свою очередь, есть объекты сельского туризма, на которых продажи продуктов являются одним из существенных направлений. Причем продажи как отдыхающим, так и тем, кто просто заехал прогуляться и купить молочную продукцию. В таком случае хорошо, если до вас не нужно ехать час на тракторе, чтобы купить литр молока. В моем же случае три направления, которые приносят деньги — ресторан, баня, аренда домиков».

Также Евгений Кузык отмечает, что есть и большие инфраструктурные туристические объекты, созданные при поддержке федеральных и региональных властей, самостоятельные бизнес-единицы. В таких объектах основной доход и прибыль дает агротуризм.

По прогнозам экспертов Россельхозбанка, доход от экотуризма в сельской местности в России может составить 100-120 миллиардов рублей, то есть 1,7-2,2% дохода сельского хозяйства. В долгосрочной перспективе величина дохода может вырасти до 150 миллиардов рублей.
 

Что мешает развитию сельского туризма?


«Есть ряд проблем, сдерживающих развитие сельского туризма, и их много. Среди них можно назвать недостаточное развитие социальной и инженерной инфраструктуры села, неразвитость сети дорог, неухоженность сельских территорий. Все это затрудняет обустройство гостевых домов, создание нормальных условий для проживания и досуга гостей, — делится Сергей Артамонов. — Другая группа проблем — недостаток финансовых и материальных ресурсов, знаний и навыков в этой сфере, ограниченность дополнительных услуг, отсутствие стимулов к занятию туризмом».

Наталья Старкина в этой связи отмечает, что очень важно налаживать сотрудничество для обмена знаниями и опытом внутри отрасли, для применения успешных практик.

«Вместе с тем агротуризм сопряжен с различными затратами на его организацию: от логистики до обучения сотрудников», — добавляет она.

Тимофей Кописки отмечает, что для эффективного развития сельского туризма необходим стабильный и полновесный туристический поток.

«Однако агротуристические комплексы сегодня пока ещё не располагают такой инфраструктурой, которая соответствует нынешним притязаниям российского туриста (бассейны, СПА и прочее). И, естественно, — сервис, — говорит он. — Агротуризм — это бизнес, который приживается в первую очередь там, где есть потребность в рабочих местах для местных жителей, среди которых проблематично найти квалифицированный персонал. И, конечно, надо принимать во внимание качество дорог, расстояния, трафик или загруженность трасс, погоду, природную сезонность и общее состояние экономики страны, в которой живем».
«Агротуризм — это отдельный вид бизнеса. У меня иногда не хватает сил, потому что одно дело — заниматься сельским хозяйством, животными, переработкой молока, продажами, а другое — развивать туризм, — делится Анна Матюшкина. — Не хочется делать тяп-ляп, а создание хорошего сервиса отнимает большое количество времени, затрат и сил. Если начинать заниматься агротуризмом, энергии будет уходить в три раза больше».
Поэтому первое, на что надо обращать внимание при запуске направления туризма внутри фермы, по словам Евгения Кузыка, — масштаб дела. «Не делайте масштаб, который не потянете», — предостерегает предприниматель.
 

Оптимистичный прогноз: тренд на развитие сельского туризма


«Вообще туристическая сфера, в целом, развивается благодаря тому, что сейчас происходит. Идет переориентация с внешнего на внутренний рынок, и это, конечно, подстегнет всю туристическую отрасль. Сельский туризм будет развиваться благодаря росту внутреннего туризма. И в ближайшем будущем этот тренд будет набирать популярность, люди смогут оценить красоты российских регионов», — предполагает Евгений Кузык.
«Сельский туризм интересен и полезен. Это природа, природные ландшафты, традиционные для средней полосы России. Он народный по своей сути и оптимистичный по содержанию!», — говорит Тимофей Кописки.
1687258525

бизнес

4973 просмотра

Также рекомендуем:


19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
каргил 21.11
кизельман-март-24
Эводрайв

ПИ - PROTECH
Питерфуд
КАДРЫ
ДЗЕН кв
Подпишитесь на нашу рассылку
Мустанг ДОИТ

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы