компоненты

Разбор: Что думают о маркировке ЦРПТ в разных индустриях


Вчера в Общественной палате РФ прошёл круглый стол по поводу целесообразности введения маркировки на питьевую воду. Организаторы собрали представителей разных отраслей, столкнувшихся с «Честным знаком» или готовящихся к планируемому внедрению системы. Milknews публикует позиции, высказанные участниками дискуссии.

Из всех слов чаще всего в зале звучало слово «целесообразность». Делегаты обсуждали как целесообразность введения маркировки конкретно вод, так и её общие критерии. Предпринимательское сообщество обвинило ведомства «по ту сторону баррикад» – Минпромторг и ЦРПТ – в расплывчатых или в принципе не сформулированных критериях целесообразности.

Предприниматели против маркировки

Большинство отраслевых объединений, чьи представители были на круглом столе, однозначно оценили идею маркировки как негативную. Такую же резолюцию выявили и в «Опоре России», которую представлял председатель Комиссии по развитию индустрии безалкогольных напитков Максим Новиков. Он особо отметил, что письмо Минпромторгу с негативным отзывом стоило ему пропуска в здание ведомства.

В числе претензий, которые предприниматели имеют к текущей системе, представители бизнеса называли высокие издержки на внедрение и возможную ликвидацию малых производителей. Эти пункты, которые представил заместитель председателя Комиссии по развитию АПК и сельских территорий ОП РФ Айгун Магомедов, неоднократно повторялись в ходе трехчасовой дискуссии.

К ним добавился и вопрос непрозрачности отчислений. Генеральный директор Союзмолоко Артём Белов отметил, что неизвестно, куда именно пойдут деньги, отданные за каждый код Data Matrix. Из 60 копеек, которые предприниматели будут отдавать за один код с учетом НДС, 50 копеек будут перечисляться ЦРПТ – частной компании.

Генеральный директор Союза участников потребительского рынка Ольга Баранникова выступила с обзором истории вокруг цифровой маркировки в ЕАЭС и РФ. Она обратила внимание, что при переходе от несостоявшегося межнационального уровня к национальному из рекомендаций исчезла оценка соотношения цены товара и стоимости средства маркировки.

Те, кто поддерживал маркировку, тоже жалуются

Два отраслевых объединения из участвующих в круглом столе поддерживали проведение эксперимента в своих индустриях. Речь идёт об Ассоциации российских фармацевтических производителей и Национальном союзе производителей пива и напитков. Несмотря на больший первоначальный оптимизм, чем у представителей других отраслей, они заявили, что эксперимент не удался.

Гендиректор АРФП Виктор Дмитриев отметил некоторые, по его словам, «форс-мажоры», которые вскрылись в ходе эксперимента в фарминдустрии. Во-первых, возросшая себестоимость производства затрудняет выпуск лекарств первой необходимости, розничные цены на которые фиксирует государство. Во-вторых, ассоциация не ожидала, что полномочия оператора будут переданы частной компании. При этом Дмитриев заметил, что данные по прослеживаемости передаются государству и недоступны для самого производителя. В итоге производителям приходится повторно платить сторонним компаниям за анализ логистических цепочек.

Елена Цветкова, президент НСПП, отметила, что пивовары приняли решение участвовать в «пилоте» ЦРПТ в качестве альтернативы использованию акцизных марок, недоступных для малых производителей. Специфика отрасли позволила опробовать механизмы нанесения кодов на разной таре – от бутылок до алюминиевых банок. Однако выяснилось, что нанесение кода ещё не гарантирует, что он считается, а установка принтеров на высокотехнологичных линиях снижает их производительность до уровня линий среднего класса.

Что бизнесменам ответили ЦРПТ и госведомства

Большая часть времени, которое было отведено представителям ЦРПТ по регламенту, была посвящена ответам на отдельные заявления присутствующих. Андрей Кириллов, гендиректор ЦРПТ, начал выступление с пункта, который уже стал традиционным для подобных мероприятий: инициатор изменений – не ЦРПТ, а Минпромторг.

Руководитель ЦРПТ, тем не менее, обозначил свою точку зрения на неоходимость маркировки воды. По его словам, производство питьевой и бутилированной воды – технически простое занятие, а вред здоровью от питья контрафакта очевиден.

От лица Минпромторга выступал руководитель отдела развития системы цифровой маркировки Олег Тухватуллин. Он назвал систему «Честный знак» «лишним инструментом» контроля за продукцией, которым могут пользоваться как надзорные органы, так и потребители. Позицию надзорных органов на круглом столе высказывали Алексей Волков из Роспотребнадзора и Яна Склярова из ФАС. Первый заявил о поддержке системы, вторая – о том, что сам факт наличия или отсутствия кода помог бы им в решении некоторых проблем.

Ритейл: целесообразность должны определять предприниматели

После круглого стола Milknews связался с Владленом Максимовым, президентом Ассоциации малоформатной торговли. Максимов был заявлен в числе участников дискуссии, однако присутствовать не смог. Позицию киоскеров руководитель ассоциации выразил по телефону.

– Я не думаю, что это тот случай, в котором надо вычленять торговлю из всего процесса продвижения товара. Мы поддерживаем маркировку в тех категориях, в которых она нужна по мнению предпринимательского сообщества – то есть, отраслевых союзов, производителей и «законопослушного» ритейла – и в которых есть большая доля нелегального товара.

Мы поддерживаем маркировку табачной продукции, объем контрафакта которой за несколько лет вырос с 1% до 10%, и шуб, так как этого хочет отрасль. Мы с определёнными оговорками поддерживаем введение маркировки обуви, но в случае с водой мы разделяем позицию «Опоры России»: в этом нет необходимости.

На сегодняшней момент мы не выработали позицию по молочной категории. Но мы уже понимаем, что на категории лежит значительная нагрузка – и по «Меркурию», и по раздельным полкам для продуктов БЗМЖ и СЗМЖ. В любом случае, ситуация в категории питьевой воды более очевидная. Мы не слышали про какой-либо мало-мальски заметный контрафакт воды, а схема маркировки не одобрена предпринимательским сообществом. 

1572421140

Автор: Юрий Литвиненко
Теги: Минпромторг бизнес Юрий Литвиненко

3382 просмотра

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен