Обзор Что производители молока думают о господдержке отрасли
Рост затрат на производство молока отмечают все участники рынка. В этом году на фоне и без того растущей себестоимости производства ситуация может усугубиться введением с 1 июня обязательной маркировки молочной продукции, которая станет дополнительным финансовым бременем не только для сектора переработки, но и для животноводов. Большинству производителей молока доступны инструменты господдержки, однако иногда она не покрывает рост затрат участников рынка. С какими проблемами сталкиваются производители и каких мер поддержки им не хватает - в новом материале Milknews.
Анализ издержек
По данным аналитического центра Национального союза производителей молока Союзмолоко, в сырьевом секторе увеличение производственных затрат в прошлом году составило 16-18%. На рост расходов повлияли девальвация рубля, удорожание кормов, повышение тарифов на электроэнергию, рост стоимости трудовых ресурсов, увеличение цен на ветеринарные и медицинские препараты для КРС, содержание оборудования и помещений, кредиты, коронавирус.
Индекс себестоимости производства молока RMCI
По данным участников рынка, в прошлом году на 5-20% подорожали минеральные удобрения, кормовые добавки выросли в цене на 10-30%, медицинские препараты – на 15-20%. Плюс, росту себестоимости на 4-5% способствовала девальвация рубля.
Союзмолоко прогнозирует, что в 2021 году себестоимость производства и переработки молока продолжит расти, в том числе, за счет увеличения расходов бизнеса на маркировку молочной продукции. Глава союза Артем Белов назвал введение маркировки молочной продукции одной из самых дорогостоящих мер, которая будет организована в пищевой индустрии.
Как животноводы сокращают издержки
Практически все производители молока отмечают рост себестоимости производства.
В «Белом озере» чтобы снизить издержки сменили поставщиков некоторых кормовых компонентов. Например, пивную дробину стали закупать в Омске – даже с учетом логистики она обходится дешевле, чем у местных поставщиков.
- Также мы повышаем продуктивность животных, чтобы получить максимальные надои, улучшить качество молока, - добавляет Лапин.
Гендиректор компании «Елань» из Оренбургской области Алексей Орлов отмечает, что себестоимость производства молока на предприятии в прошлом году выросла, по предварительным оценкам, на 15%. Он добавляет, что корма хозяйство не закупает, а производит самостоятельно, как и сырье для их изготовления – приобретаются у сторонних поставщиков только витамины и премиксы.
- Закупочная цена на молоко в этом году несколько выше, чем в аналогичный период прошлого года, однако наши покупатели уведомили нас, что с апреля произойдет ее понижение на 50 коп. за литр. Данное снижение цены партнеры объясняют не только сезонным фактором, но также увеличением своих затрат из-за введения маркировки, - подчеркивает руководитель «Елани».
В пресс-службе компании «Лосево» из Ленинградской области также отмечают, что себестоимость производства молока выросла на 15% - как из-за влияния ослабления рубля и роста валютного курса, так и из-за последующего удорожания кормовой базы (все высокопротеиновые составляющие выросли в среднем на 30%), а также из-за сопутствующих расходов на содержание КРС.
Директор еще одного предприятия из Ленинградской области – племзавода «Красногвардейский» - Олег Сергиенко соглашается, что себестоимость производства молока в регионе выросла.
Поддерживает ли молочников государство?
В большинстве регионов производителям молока оказывается господдержка.
В пресс-службе «Лосево» подтверждают, что регион распределяет субсидии между предприятиями, например, за племенное животноводство, на минеральные удобрения, несвязанные меры поддержки (растениеводство), возмещение затрат на производство и реализацию молока, хотя подчеркивают, что в текущих условиях было бы актуально увеличение субсидиарной поддержки, соизмеримый с экономической обстановкой и постоянными валютными колебаниями.
Однако меры поддержки отличаются в зависимости от регионов.
Субсидии же на литр произведенной продукции в Оренбургской области могут получать только те производители, которые поставляют молоко на предприятия региона.
- Мы не получаем эти субсидии из-за того, что осуществляем сбыт в соседний регион, а не местным предприятиям. При том, что продукция, изготовленная нашим партнером из нашего сырья, оказывается на полках Оренбургской области тоже. Пять лет назад мы пытались работать с молокозаводами Оренбургской области, однако понесли убытки из-за того, что эти предприятия обанкротились, - поясняет Орлов.
Автор: Елена Максимова
Теги: Молоко