Разбор «Халяль» для молочной продукции
Ислам разделяет продукты питания на разрешённые и запрещённые. И если про халяльное мясо, разрешенное к употреблению для мусульман, слышали многие, то применимость термина «халяль» к молочной продукции по-прежнему удивляет потребителей и участников отрасли. О том, кто покупает разрешенные исламом молочку, как развивается в России ее производство и каков экспортный потенциал сектора, читайте в разборе Milknews.
Что особенного в молочной продукции под знаком «халяль»?
Хотя сырое молоко с точки зрения ислама разрешено по умолчанию, продукты его переработки из-за возможного контакта с запрещенными религией веществами требуют дополнительной сертификации, которая проводится в несколько этапов, – отмечает руководитель отдела сертификации Международного Центра стандартизации и сертификации «Халяль» (МЦСиС «Халяль») при Совете муфтиев России Эдуард Хамидуллин.
Процедуры пастеризации и ультрапастеризации молока, а также применение специальных грибков и бактерий для получения кисломолочной продукции не влияют на признание продукта халяльным, – продолжает представитель МЦСиС «Халяль». Особым образом дело обстоит с йогуртами с ароматизаторами и молоком со вкусовыми наполнителями – для получения знака «Халяль» в качестве растворителей в составе ароматизаторов не должен использоваться этиловый спирт. В составе молочных продуктов дополнительно не допускается наличия красителя кармина или глазирователя шеллака (их производят из насекомых), по аналогии с сычужными ферментами проверяется происхождение желатина.
Следующим этапом является аудит предприятия. В первую очередь специалисты проверяют соответствие завода санитарно-гигиеническим требованиям и реализацию на практике внедренных обязательных и добровольных стандартов обеспечения безопасности пищевой продукции (ISO 22000 или FSSC 22000). Дополнительно оценивают качество разделения производственных линий продукции «Халяль» и несертифицированных продуктов. При выпуске продукции на одной линии изучаются методы и качество очистки оборудования при смене производимого продукта.
Какова экономика халяльной молочной продукции?
Что касается самой продукции, себестоимость халяльного молока практически сопоставима с обычным, – делится Пирогов. Процесс производства не приходится сильно изменять, поэтому себестоимость не возрастает. Главное требование – это натуральное сырье без консервантов, произведенное от животных, в кормлении которых не использовались «нехаляльные» кровавые компоненты.
«Халяль» содержит много требований к стандартам процессов производства: комплектующим, оборудованию и материалам, моющим средствам и способам ритуального очищения; существуют и отдельные требования к персоналу и производственным помещениям, – отметили в пресс-службе «Молвеста» из Воронежской области. При этом единственная сложность, с которой столкнулись специалисты компании при получении сертификата – пандемия.
Сертифицированный список продуктов не потребовал изменений технологий производства для соответствия требованиям халяль.
Комбинаты группы Foodland для производства сыров по стандарту «Халяль» также используют специальные разрешённые закваски. И, конечно, на заводах соблюдаются разделение производственных потоков, чистота, цепочка холода, программа ХАССП, маркировка ингредиентов, а также все санитарно-гигиенические нормы.
В пресс-службе Foodland уточнили, что с весны 2020 года по стандарту «халяль» оба предприятия группы – Еланский и Семикаракорский сыродельные комбинаты – производят сыр, сливочное масло и деминерализованную сухую молочную сыворотку. Продукция с отличием зарекомендовала себя на российском рынке, а предприятия успешно проходят сертификацию производства согласно всем требуемым стандартам, в том числе, ХАССП, ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ Р ИСО 22000-2007, что подтверждает их соответствие мировым стандартам переработки молока. Поэтому прохождение сертификации на соответствие требованиям халяль осуществлялось в стандартном рабочем режиме: прошли все этапы проверки успешно.
Потребление в России
Кодировка продающихся в рознице товаров не позволяет однозначно относить их к категории халяльных, что заметно осложняет объективную оценку рынка в России и в мире, – отметили эксперты Nielsen, мирового лидера в области маркетинговых измерений в FMCG-индустрии. Если же говорить об основных потребителях, то, по разным оценкам, на территории России проживает от 7 до 20 млн мусульман, главным образом в Ингушетии, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане и Татарстане.
По данным Татмолсоюза, в Республике халяльную молочную продукцию выпускают многие предприятия. Доля производства сертифицированной по стандарту «халяль» продукции у них может составлять от 10% до 70%. Некоторые из этих компаний, по словам Пирогова, поставляют её на экспорт в страны ближнего зарубежья.
В Молочном союзе Башкортостана MilkNews сообщили, что мусульманское население в регионе составляет 60% от общего количества жителей, что примерно равно 2,5 млн человек. Причём исключительно халяльную продукцию по религиозным соображениям из них потребляют только 5%. В России рынок халяльной продукции достаточно узкий, ближе к нишевому, – делится Файзуллин.
– В ассортименте «Уфагромолзавода» есть халяльная продукция: по данному стандарту сертифицированы творог, кефир, молоко и сметана. Продукцию «Уфагормолзавода» сейчас можно встретить только в Башкирии, однако компания планирует охватить соседние регионы в радиусе 500 км. Выход на рынок Московской области тоже входит в наши планы, сейчас мы находимся на стадии переговоров, и, возможно, скоро наша продукция появится в московских магазинах, – добавляет Файзуллин.
«Молвест» из Воронежской области получил сертификаты «халяль» в июне 2020 года. Сейчас предприятие сертифицировало весь список сухих ингредиентов для b2b-сегмента (пермеат, КСБ-80 и СОМ), а также сливочное масло; в 2021 году планирует получить сертификат на сыры. Представитель предприятия добавляет, что продукт, который имеет сертификат «халяль», потенциально может быть интересен не только мусульманам, но и потребителям, которые ведут здоровый образ жизни, а также тем, кто очень требовательно подходит к выбору продуктов питания, в том числе молочной категории. Ведь продукт халяль является чистым не только с точки зрения «духовного происхождения», но и соответствует самым высоким стандартам качества и экологичности.
Маркированная знаком «халяль» продукция Еланского и Семикаракорского комбинатов поставляется в Татарстан, Дагестан, Карачаево-Черкессию, Башкирию и другие регионы.
Как связаны сертификация «Халяль» и экспорт?
В России сертификацию «Халяль» осуществляют юридические лица, включенные Росстандартом в Реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, который в апреле насчитывал более 30 организаций.
– Требования к сертификации продукции халяль основаны на общих положениях ислама относительно продуктов питания. Из-за этого как минимум в части молочной продукции значимых отличий между разными системами сертификации не наблюдается. Главным является вопрос признания того или иного сертифицирующего центра и его заключений зарубежными центрами, – поясняет эксперт МЦСиС «Халяль» Эдуард Хамидуллин.
– Российская аттестация на соответствие требованиям халяль признается не только в нашей стране – потребители позитивно воспринимают российский знак «халяль» на всём постсоветском пространстве. Экспортёры Союзмолоко признают, что наличие соответствующих подтверждающих документов повышает доверие дистрибьюторов даже в странах, где мусульманское население не превалирует. Сейчас заключения российских сертифицирующих органов признаются в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах, что открывает доступ на рынки большинства арабских стран, подчеркивает Самойлов. Эксперт добавляет, что необходимое для начала поставок молочной продукции в страны Юго-Восточной Азии признание отечественных центров сертификации халяль Департаментом исламского развития Малайзии, более известным как JAKIM, должно появиться в ближайшее время.
Экспортный потенциал халяльной молочной продукции сейчас активно исследуют многие российские производители – башкирский Мелеузовский МКК, татарстанская Агросила-Молоко и кубанский Агрокомплекс им. Ткачёва. Продолжительную историю поставок халяльной молочной продукции имеют Белгородские молочные продукты и Нальчикский МК.
В компании «Молвест» не рассматривают Россию в качестве основного рынка сбыта халяльной продукции, так как не отмечают здесь на нее высокого спроса.
– Для нас в качестве покупателей продукции, сертифицированной по стандарту «халяль», более интересны страны Персидского залива. На сегодняшний день перед компанией стоит задача на получение аттестации на поставку молочной продукции в ОАЭ и Саудовскую Аравию. Мы принимали участие в выставке в ОАЭ, и со стороны потенциальных клиентов был проявлен высокий интерес на поставку именно халяльной продукции. Это касалось как молочных пищевых ингредиентов (СОМ, пермеат, КСБ-80), так и готовой продукции (молоко, сливки, сыр, масло), – отметили в пресс-службе «Молвеста».
Продукция группы Foodland уже экспортируется в Казахстан, Азербайджан и Узбекистан, рассматриваются поставки и в другие страны с преимущественно мусульманским вероисповеданием.
– Данное направление в молочной отрасли только начинает предоставлять возможности для развития бизнеса, – уверен Дахнович.
Автор: Елена Максимова
Теги: Молоко