Разбор Как молочная отрасль готовится к введению маркировки
В апреле 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которое предусматривает перенос обязательной цифровой маркировки молочной продукции на 2021 год. Для части товаров маркировка должна начаться с 20 января 2021 года, для всей отрасли - с октября. С 15 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года в России проходит эксперимент по маркировке.
Маркировать планируется всю произведенную, в том числе из импортного сырья, и импортированную продукцию. По задумке авторов инициативы, маркировка будет минимизировать долю фальсификата на рынке. Кроме того, идентификация позволит отслеживать производство и оборот товаров.
Игроки отрасли активно готовятся к предстоящему переходу к цифровой маркировке - прорабатывают варианты нанесения кодов на упаковку и обсуждают вопросы приемки товаров торговыми сетями. Milknews поговорил с участниками эксперимента и узнал подробнее, как идет подготовка отрасли к нововведению.
Предприятия тестируют нанесение
У предприятий есть два способа нанесения цифровых кодов на упаковку. Они могут либо наносить коды на заводе, либо воспользоваться услугами производителей упаковки или типографии, которые доставят рулоны с уже нанесенными кодами на производство. На “Уфагормолзаводе” будут тестировать оба варианта. “На линии стерилизованного молока нанесение будет прямо на линии, для двух других мы заказали упаковку у местного поставщика. Он будет наносить коды уже на упаковки, мы будем заниматься только считыванием”, - рассказал гендиректор предприятия Ильдар Файзуллин.
Как стало известно редакции, протестировать сразу два способа нанесения важно, чтобы понять, какой из способов оптимально подходит для предприятия. В рамках эксперимента оборудование предоставляется участникам бесплатно, но в дальнейшем для нанесения кодов на линии производителям придется самостоятельно закупать принтеры для индивидуальной упаковки, принтеры для групповой упаковки, для паллет, а также систему технического зрения для агрегации кодов.
Многие участники рынка столкнулись с трудностями при нанесении цифровых кодов. На некоторые упаковки наносить код оказалось непросто, даже ключевые производители не подтвердили возможность нанесения кодов на отдельные форматы. Речь идет про небольшие стаканчики с творожком, глазированные и творожные сырки, плавленые сыры. Кроме того, в эксперименте не участвуют производители, которые упаковывают продукцию в стекло и металлические форматы.
В феврале 2020 года Milknews общался с генеральным директором Московского завода плавленых сыров “Карат”, который не получил ни одного положительного ответа от поставщиков упаковки на запрос нанесения цифровых кодов. “Я подчеркну, что у нас контракты в основном со средними и крупными производителями, но никто из них на сегодняшний день не располагает возможностью выполнить требования по нанесению маркировки”, - говорил тогда Евгений Гребнев.
Спустя 6 месяцев предприятие так и не нашло поставщика, готового наносить коды на упаковку из фольги, применяемую для большей части производимой на заводе продукции. “Решение по одному из ключевых видов упаковки - алюминиевой фольге - пока не найдено. Понимания по этому вопросу нет ни у нас, ни у ЦРПТ. Фольга составляет 30% наших объемов, это огромная категория для всего рынка плавленых сыров в России”, - сообщил гендиректор завода “Карат” Евгений Гребнев.
Оператор маркировки - Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) - считает, что решения по нанесению есть почти для 100% упаковки. “Технологии есть, большое количество типографий уже готовы”, - прокомментировали в пресс-службе.
С торговлей договорились на словах
Помимо решения вопросов с нанесением, предприятиям предстоит отработать полный цикл отгрузки маркированной продукции в торговые сети. Маркировка принципиально поменяет процесс отправки товаров в торговые точки, так как предполагает поштучный учет продукции. Водителю придется выбирать для каждой торговой точки именно те коды товаров, которые указаны в документах.
В ЦРПТ редакции рассказали, что движение маркированной продукции уже успешно тестировалось. “Тестировалось движение на всех этапах с помощью универсальных передаточных документов, в том числе вывод из оборота на кассе. Все прошло хорошо: отгружено более 60 тыс. единиц продукции по чеку, из оборота выведено более 1800. В сентябре-октябре мы планируем выпуск на более чем 10 предприятиях”, - отметили в пресс-службе оператора.
Участники рынка, с которыми общался Milknews, пока не отработали процесс отгрузки товаров в сети. В “Уфагормолзаводе” сообщили, что обсудили процесс на словах. “С сетями мы пока только проговорили, что они готовы принять продукцию с нанесенными кодами, но пока мы ждем установки оборудования”, - сообщил гендиректор Ильдар Файзуллин.
“Тульский молочный комбинат” также находится в процессе согласования. “Важным вопросом остается коммуникация с торговлей. Сколько и какие торговые точки готовы проводить полный прием продукции с верификацией. Постоянно идут согласования, изменения, доработки”, - сообщил редакции председатель совета директоров предприятия Александр Ширинкин.
Успеем или нет - зависит от интегратора
В октябре “Тульский молочный комбинат” планирует перейти к промышленному тестированию. По словам Александра Ширинкина, только после этого предприятие сможет оценить реальные условия работы. “Мы имеем высокую готовность по оборудованию, и было бы правильным, чтобы в октябре перешли к промышленному тестированию. Сейчас мы согласовываем прибытие аудиторов, с которыми мы будем сравнивать показатели успешности, в том числе производительность линий, временные затраты, логистику. Все эти пункты нужно замерить в текущих условиях, а затем сравнить в условиях эксперимента. Мы уже составили перечень продукции, перечень сетей, с кем мы работаем, а также указали объемы, которые нам нужно видеть в логистике”, - сказал председатель совета директоров. По его словам, говорить об окончательных сроках готовности предприятия к переходу на маркировку пока невозможно, но на сегодня состояние эксперимента близко к экватору. “Сроки эксперимента не зависят от нас, все наши сотрудники активно участвуют в пилотном проекте и полностью в него погружены”, - сообщил Александр Ширинкин.
Не готов говорить о сроках и генеральный директор “Уфагормолзавода”. Из-за эпидемиологической ситуации многие предприятия были вынуждены сдвинуть график мероприятий эксперимента. Оборудование для нанесения кодов на предприятия доставят только в конце сентября. “21 сентября интегратор привезет оборудование и начнет его монтаж и обкатку на трех линиях из семи - творожной, линии пленочного молока и линии стерилизованного молока. Мы хотели начать этот процесс раньше, но не могли из-за пандемии”, - сказал Ильдар Файзуллин, гендиректор завода.
Оператор советует вступать в эксперимент
Оператор маркировки ЦРПТ советует участникам отрасли оперативно начать внедрение маркировки на предприятиях. “Советую всем вступать в эксперимент, чтобы наиболее комфортно войти в обязательную маркировку”, - отметили в пресс-службе. По состоянию на 7 сентября 2020 года в системе зарегистрировано 398 производителей; 123 импортера; 537 представителей оптового звена; 5317 представителей розничного звена. В государственной системе мониторинга эмитировано 5,3 млн кодов маркировки.
Председатель совета директоров “Тульского молочного комбината” рекомендует участникам отрасли обратить внимание на сложность процесса. “Эксперимент требует много сил наших специалистов. Доля погруженности сотрудников в этот процесс очень существенная. Проект отнимает очень много времени и усилий большой команды. Участникам отрасли нужно понимать, что потребуются время, ресурсы специалистов, инвестиционные ресурсы”, - сказал Александр Ширинкин.
Напомним, что ранее участники молочной отрасли оценили затраты на внедрение цифровой маркировки в 61 млрд рублей. На переоборудование одной линии уйдет от 4,5 до 10,5 млн рублей. На переоснащение склада - от 1,3 до 2,3 млн рублей. В дополнение к этому компании будут платить 50 копеек за получение каждого цифрового кода в информационной системе.
маркировка