Обзор Как регионы решают проблему лейкоза КРС
В свете последних события кажется странным писать тексты про насущные проблемы молочной отрасли, заболевания животных и рост их продуктивности, но коровы не перестают доиться, а значит нужно продолжать работать. С сентября прошлого года вступили в силу новые ветеринарные правила по лейкозу КРС, которые будут действовать до 1 сентября 2027 года. В документе, разработанном Минсельхозом, прописаны основания для подозрения на лейкоз, уточнены диагностические мероприятия и т.д. Основным нововведением правил является создание резерваций, отделяющих больных лейкозом животных от здоровых. Такая мера является альтернативой вывозу животных на убойные пункты. О том, как обстоит и решается ситуация с лейкозом в российских молочных хозяйствах разных регионов сейчас, нам рассказали представители региональных отраслевых ассоциаций и ветслужб, а также эксперты рынка.
Суть проблемы
Проблема с лейкозом стоит особенно остро в регионах, в которых противодействие его распространению ведется недостаточно эффективно, рассказывает менеджер по взаимодействию с органами государственной власти Союзмолоко Никон Федоров.
“Это может быть недостаточное финансирование на замещение маточного поголовья или на диагностику заболевания, отсутствие стратегии борьбы с лейкозом, которая сводит на нет даже высокий уровень финансирования противоэпизоотических мероприятий”, - отметил он.
Ущерб российских хозяйств от недополученного молока из-за вспышек лейкоза крупного рогатого скота составляет от 2,6 до 4,19 млрд рублей в год, данная информация опубликована в отчетах Росстата и Россельхознадзора. С 2000 по 2019 год, по данным информационно-аналитического центра Россельхознадзора, лейкозом заболели 930,8 тыс. голов, сдано на убой 810,4 тыс. животных.
Экономический ущерб хозяйств от лейкоза складывается из потерь молока на 20%, снижения привесов, преждевременной выбраковки коров, утилизации туш и органов при убое животных, падеже коров от лейкоза, рождения слабого, нежизнеспособного молодняка, потерь от пастеризации молока для внутрихозяйственного употребления, проведения оздоровительных мероприятий, делится Никон Федоров.
“Кроме того, в процессе пастеризации молока нарушается солевой баланс в результате перехода части растворимых форм солей кальция в плохо растворимые. Таким образом, в результате пастеризации (и стерилизации) в молоке снижается количество ионно-молекулярного кальция (на 11-50 %), что ухудшает способность молока к сычужному свертыванию”, - рассказывает он.
Председатель правления «Союзмолоко. Сибирь» Игорь Елисеенко добавляет, что, как правило, лейкозом заболевают самые высокопродуктивные животные, поэтому выбраковка отрицательно сказывается не только на поголовье, но и на продуктивности стада.
Руководитель компании «Русский фермер» Елена Репина ранее уже озвучивала, что за 2020 год в России было зарегистрировано 442 неблагополучных пункта по лейкозу.
Начальник отдела противоэпизоотической и лечебной работы Минсельхоза Пензенской области Сергей Ажерин добавляет, что больное животное при сдаче оценивается как санитарный брак, то есть по самой низкой цене.
По данным Россельхознадзора, во 2-м квартале 2021 года было зарегистрировано 4774 голов, заболевших лейкозом. Почти аналогичный показатель - чуть более 5 тыс. голов – был зафиксирован во втором квартале позапрошлого года, а в тот же период 2019-го – около 5,7 тыс. голов. То есть, если сравнивать аналогичные периоды, то заболеваемость лейкозом снижается. В упомянутый период новые очаги лейкоза были зарегистрированы в Кабардино-Балкарии, Калининградской области, Карачаево-Черкесии, Кировской, Костромской, Курской и Липецкой областях, в Калмыкии и Бурятии.
Помогут ли резервации?
Создание резерваций призвано обеспечить скорейшее снятие карантина с хозяйств, а также даст возможность дальнейшего использования больных животных для получения молока и воспроизводства здорового стада. Ранее, по информации Союзмолоко, новый механизм направления КРС на содержание в резервации, а также схема использования и вывода здоровых животных в благополучные хозяйства вызывали вопросы у многих производителей. В Минсельхозе разъяснили, что допускается вывоз из резервации животных, включая родившихся от инфицированных коров, при условии достижения 6-месячного возраста и получения троекратных отрицательных результатов серологических исследований, проведенных с интервалом 90-120 дней. Помимо этого, положительный результат серологических исследований при отрицательных результатах гематологических тестов является достаточным для признания животных инфицированными. Содержание инфицированных животных в резервации не является обязательным, и вывоз на убой остается альтернативным способом оздоровления хозяйств.
Строительство резерваций поможет отделить инфицированное поголовье, которое еще можно использовать для получения молока, от здорового, отмечает Никон Федоров.
“Крупный рогатый скот, инфицированный вирусом лейкоза, длительное время, иногда на протяжении всего периода использования, может быть бессимптомным вирусоносителем, и лишь в 5-10% случаев развивается лейкоз. Поэтому инфицированные коровы могут быть использованы на протяжении 3-7 лактаций для получения молока” - говорит он.
Согласно данным Федерального центра охраны здоровья животных (ВНИИЗЖ), вирус лейкоза инактивируется при 56°С в течение 15 минут, а при нагревании до 70-74°С - в течение 15-17 секунд. При температуре 9-15°С в молоке инактивируется за 24-48 часов, что позволяет использовать продукцию для молокопереработки.
Новые правила по борьбе с лейкозом, которые позволят выводить инфицированных животных в резервации и продолжать их хозяйственное использование, вышли почти год назад – 24 марта 2021-го, напоминает Никон Федоров.
“Предполагалось, что резервации будут представлять подобие коллективных хозяйства, в которые малые и средние хозяйства могут направлять животных и распределять прибыль или молоко в зависимости от количества направленных в резервацию особей. Но на данный момент неизвестно о начатых или реализованных проектах по строительству резерваций. Это связано в первую очередь с недостаточным пониманием механизма распределения полученного молока”, - поясняет он.
Приморье: пока на стадии переговоров
На данный момент, по информации эксперта, фермеры Приморского края, совместно с Союзмолоко, только обсуждают с администрацией региона возможность выделения субсидий на строительство резервации.
Согласно информации Россельхознадзора, в первом полугодии 2021 года новых очагов лейкоза в макрорегионе выявлено не было, однако в 2020 году в ряде областей Приморья фиксировались вспышки этого заболевания.
Сибирь: сокращение поголовья
Лейкоз – достаточно распространенное заболевание в Сибири в целом и в Новосибирской области в частности, отмечает Игорь Елисеенко.
“До недавнего времени на него животноводы не обращали серьезного внимания, так как понимали, что после термической обработки молоко от больного лейкозом животного полностью безопасно. Соответственно, и борьбы с этой болезнью не велось. Однако в свете последних постановлений Правительства, призывающих к борьбе с лейкозом, предприятия начали разрабатывать программы для решения этой проблемы”, - отмечает он.
Как показала практика, малым хозяйствам проще вовсе отказаться от животноводческого направления, нежели искать другие пути разрешения ситуации. В Сибири в конце прошлого года по этой причине закрылось несколько предприятий по производству молока.
“Также в качестве метода борьбы с лейкозом ряд компаний выбраковывали больной скот и частично заменяли его здоровым, так как полностью заместить заболевших животных здоровыми сложно”, - говорит Елисеенко.
Все вышеперечисленное привело к тому, что в регионе наблюдалось по итогам 2021 года снижение поголовья относительно аналогичного периода 2020-го. По данным Союзмолоко. Сибирь», на сегодня снижение поголовья в Новосибирской области относительно прошлого года составило 6 тыс. голов, в том числе, из-за лейкоза. Сейчас в регионе оно составляет 121,5 тыс. голов.
В целом, в последние годы в Сибири ситуация с заболеваемостью лейкозом улучшается, отмечает Игорь Елисеенко. В первую очередь, из-за того, что в макрорегионе идет снижение поголовья. К тому же, одно из крупнейших сибирских предприятий – «ЭкоНива» - активно завозит на свои фермы здоровых животных.
“Думаю, что ситуация и дальше будет меняться в лучшую сторону, хоть и небыстрыми темпами, если, конечно, государство не будет ее активно ускорять. При последнем сценарии есть опасения, что небольшие предприятия в случае, если их будут обязывать принимать какие-то меры по борьбе с лейкозом, продолжат закрываться”, - подытоживает он.
Проекты по строительству в Сибири резерваций для больных животных руководителю отраслевого союза в макрорегионе пока неизвестны, и он сомневается, что такое строительство будет востребованным и целесообразным.
Краснодарский край: ситуация улучшается
Для Краснодарского края сегодня вирус лейкоза КРС уже не является серьезной проблемой, отметили в региональном Департаменте ветеринарии.
Оздоровлению от лейкоза в крае уделяется серьезное внимание, и работа в данном направлении дает свои результаты, с 2017 по 2022 годы был оздоровлен 81 неблагополучный по лейкозу пункт, в том числе те, неблагополучие в которых было установлено еще в 1975-м, а общий уровень инфицированности скота в крае снизился с 22% в 2017 г. до 7,3%. В животноводческих предприятиях края он и того ниже – 5,6 %.
Оздоровление не повлияло ни на численность скота в крае, ни на получение молока, хотя и бытует мнение, что лейкозом заболевают самые высокопродуктивные животные и их вывод из стада снижает надои.
В животноводческих предприятиях края, где действовали ограничительные меры (карантин) по лейкозу крупного рогатого скота, проведены мероприятия по определению резерваций в соответствии с действующими ветеринарными правилами.
На территории Краснодарского края продолжаются мероприятия по оздоровлению поголовья скота от данного хронического заболевания.
Резервация, по ее сути, направлена на реализацию мероприятий по раздельному содержанию инфицированных вирусом и здоровых животных и является территорией, предназначенной для содержания инфицированных восприимчивых животных, в условиях, исключающих их контакт с другими восприимчивыми животными, если в хозяйстве суммарное количество больных и инфицированных восприимчивых животных либо количество инфицированных восприимчивых животных составляет 5% и более процентов от общего количества восприимчивых животных, подчеркнули в Департаменте ветеринарии Краснодарского края.
Специалисты Департамента добавили, что возможность обустройства объединенных резерваций для содержания инфицированного скота из нескольких хозяйств действующими правилами по борьбе с лейкозом не регламентирована.
“Ветеринарными правилами обязательное строительство новой резервации не предусматривается, ею может выступать уже имеющееся помещение для содержания восприимчивых животных, расположенное на огороженной территории с расстоянием от помещения до ограды не менее 50 метров, в случае содержания восприимчивых животных без выгула или помещение, расположенное на территории с двойной оградой с расстоянием от ограды до животноводческого помещения не менее 10 метров, между внутренней и внешней оградами не менее 50 метров, в случае содержания восприимчивых животных с выгулом или участок местности, огороженный двойной оградой с расстоянием между внешней и внутренней оградами не менее 50 метров в случае содержания восприимчивых животных на условиях круглогодичного пастбищного содержания”, - подчеркнул представитель Департамента ветеринарии Краснодарского края.
Одним из основных подходов при оздоровлении в регионе была и остается постепенная замена инфицированного вирусом лейкоза скота на здоровых животных без снижения его общей численности в хозяйствах и в регионе в целом. Именно такой подход к решению проблемы позволил свести к минимуму экономический ущерб, который может быть понесен при более радикальных методах оздоровления. Действующими ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов лейкоза предусмотрен вывод инфицированных животных в резервацию.
Пензенская область: ситуация под контролем
На сегодняшний день на территории Пензенской области в соответствии с приказами Министерства сельского хозяйства введены карантинные мероприятия для ликвидации очагов лейкоза на территории двух животноводческих ферм. В этих хозяйствах определены помещения под резервации, больное лейкозом поголовье подвергнуто убою, а с 10 февраля текущего года проводится повторное исследование крупного рогатого скота на лейкоз, сообщили в Минсельхозе региона.
“Эпизоотическая обстановка по лейкозу будет известна в начале июня 2022 года после проведения серологических и гематологических исследований крупного рогатого скота на лейкоз”, - уточняет Сергей Ажерин.
Ленобласть: более десяти лет без лейкоза
Примером успешной стратегии является серия мероприятий, проведенных Ленинградской области, которая позволила победить заболевание в 2011 году, делится Никон Федоров.
Для борьбы с заболеванием в регионе были введены строгие карантинные меры, проводилось ежегодное исследование на лейкоз маточного стада, строгое соблюдение правил асептики и антисептики при ветеринарных и зоотехнических манипуляциях. В качестве профилактических мероприятий, по информации Управления ветеринарии региона, при зараженности стада до 30% хозяйства оздоравливаются путем разделения поголовья. В итоге с 1995 по 2011 было оздоровлено от лейкоза 141 хозяйство Ленобласти.
Президент концерна «Детскосельский» (Ленинградская область) Юрий Брагинец отметил, что в регионе проблема заражения КРС лейкозом после этого не выявляется до сих пор.
Автор: Елена Максимова
Теги: АПК