Подробности Почему отложили изменения в ФЗ «Об органической продукции»
Госдума перенесла вступление в силу Федерального закона (ФЗ), который ограничивает производителей молока и молочной продукции в использовании слов и обозначений «био», «эко», «зеленый» при маркировке товарных знаков. ФЗ должен был заработать с 1 сентября 2024 года, однако из-за многочисленных возражений со стороны молочных компаний, депутаты отсрочили вступление закона в силу до 1 сентября 2025 года. Подробнее об этом - в новом материале Milknews.
Что случилось?
Осенью 2024 года в России должен был вступить в силу Федеральный закон № 367, который регулирует использование обозначений «зеленый», «эко», «био», а также производных от них слов, в маркировке сельхозпродукции, в том числе молочной. По данному ФЗ такие обозначения можно было бы использовать только в товарных знаках той продукции, которая прошла сертификацию и была признана органической в соответствии с Федеральным законом № 280 «Об органической продукции».
При этом в ходе рассмотрения ФЗ-367 в Государственной Думе было исключено ограничение на использование слова «био» при маркировки продукции, для которой такой термин прямо допускается по Техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС) 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» («биокефир», «биоряженка»).
Фактически, из-за неоднозначных формулировок ФЗ-367 ограничивает право производителей молока и молочной продукции, а также другой пищевой продукции, на использование при маркировке товарных знаков слов «зеленый», «эко», «био». При этом закон «Об органической продукции» уже предусматривает способ идентификации органических продуктов специальным знаком Organic (органический) на упаковке и без дополнительных уточнений.
В случае вступления ФЗ-367 в силу, в непростой ситуации оказались бы как переработчики молочной продукции, которые уже используют в маркировке слова «зеленый», «эко», «био», так и те, кто собирался это сделать. В этой связи Союзмолоко разработал законопроект, снимающий ограничение на использование слов «зеленый», «эко», «био» в маркировке компаний, зарегистрированных до 1 сентября 2024 года. Его концепция была согласована в Минсельхозе в ноябре 2023 года. Однако пока принята только отсрочка вступления в силу ФЗ-367 до 1 сентября 2025 года.
Чего опасаются переработчики молока?
По данным Союзмолоко, ограничения, вводимые ФЗ-367, затрагивают 14% молочной продукции на рынке, которая содержит в своих названиях слова «эко», «био» и «зеленый». К данной категории относятся более 40 товарных знаков и свыше 400 артикулов продукции различных видов, когда под одним товарным знаком продаются йогурты, сыр, творог, молоко и так далее. При этом такая продукция никогда не позиционировалась как органическая, и для нее характерны другие технологии производства. Например, обозначение «био» в составе товарного знака, как правило, ассоциируется с функциональными свойствами продукта.
Так, для группы компаний «ЭкоНива», производство органической молочной продукции является одним из основных видов деятельности. По словам руководителя управления GR&ESG ГК «ЭкоНива» Любови Аксеновой, первые шаги в области органического производства холдинг сделал еще в 1995 году, начав выращивать органическую гречиху и просо для поставок в Западную Европу. А в полной мере органическое производство в группе стало действовать с 2012 года.
Аксенова отметила, что рынок органической продукции в России находится в стадии активного развития и роста, поэтому именно сейчас очень важна «ясная коммуникация с потребителем»: многочисленные неунифицированные знаки соответствия различным экостандартам только путают потенциального покупателя и смешивают органическую продукцию с другими продуктами, не соответствующими органик-стандартам. При этом представитель ГК «ЭкоНива» считает, что новый закон ФЗ-367 об уточнении маркировки органической продукции важен для развития органической отрасли, так как нацелен на то, чтобы сделать выбор органической продукции проще и понятнее для покупателей.
Однако новое регулирование может коснуться в том числе и наименований товарных знаков, выносимых на упаковку, и важно понимать, что многие производители направляли значимые инвестиции в развитие своих брендов, содержащих в составе наименований товарных знаков слова «эко», «био» и «зеленый», не планируя в дальнейшем производить под этими брендами органическую продукцию.
«Переименование бренда повлечет за собой потерю указанных инвестиций и вложение дополнительных средств в продвижение нового бренда. Переходный период в 10–15 лет по аналогии с соответствующим международным опытом позволил бы свести потери к минимуму и дал возможность добросовестным производителям адаптироваться к новому регулированию», - подчеркнула Аксенова.
Статистика и прогнозы
По оценкам экспертов в области маркетинга, расходы на ребрендинг в среднем на одну компанию, продукция которой представлена в федеральных торговых сетях, могут составлять от 500 млн до нескольких миллиардов рублей. Кроме того, ребрендинг необходимо сопровождать рекламной кампанией, что также повлечет дополнительные расходы в размере 300-500 млн рублей на один период рекламы. В целом на регистрацию новых товарных знаков в соответствии с действующими процедурами может уходить до 1,5 лет.
В случае фактического запрета на использование действующих товарных знаков компаниям предстоит либо проходить сертификацию по стандартам органической продукции, что не всегда возможно из-за свойств продуктов и технологии производства, либо регистрировать новые товарные знаки, списывать упаковку и проводить рекламные и маркетинговые кампании для новых товарных знаков, что потребует существенных затрат.
В результате производители могут столкнуться со значительным снижением потребительского спроса, торговые сети и потребители – со снятием с полки многих популярных товаров. Эти риски в данном ФЗ видят и торговые сети, которые уже начали выставлять требования производителям о наличии органического сертификата.
Производство органической продукции
В соответствии со Стратегией развития производства органической продукции в РФ до 2030 года, по состоянию на 2021 год доля органической продукции на продовольственном рынке России составляла 0,13%. Данный показатель рассчитан как доля потребления органической пищевой продукции в стране (24,4 млрд рублей) во всем розничном товарообороте продовольственных товаров (18,3 трлн рублей).
При этом объем рынка молочной продукции составляет 1,5 трлн рублей, соответственно доля органики в нем не более 1,6%. Как отметили в Союзмолоко, «ограничивать использование многих ранее зарегистрированных товарных знаков на молочном рынке в таких условиях нецелесообразно». С этой целью и был подготовлен законопроект, который снимает ограничение на использование слов «био», «эко», «зеленый» в маркировке товаров от компаний, которые были зарегистрированы до 1 сентября 2024 года.
Что говорят законодатели?
По словам депутата Госдумы Юлии Оглоблиной, отсрочка вступления ФЗ-367 в силу была принята из-за множества обращений от сельхозтоваропроизводителей, которые уже используют в названии своих товаров слова «эко», «био», «зеленый», причём эти товарные знаки являются зарегистрированными.
Собеседница добавила, что из-за невозможности использования таких товарных знаков производителям придется регистрировать новые наименования, что потребует много времени и средств. При этом, по словам депутата, расширение использования слов для обозначения органической продукции обусловлено необходимостью развития производства таких товаров.
Ранее правительством была утверждена стратегия развития органической продукции до 2030 года. Согласно этому документу, объём производства такой продукции для внутреннего рынка должен вырасти с 9,1 млрд рублей в 2021 году до 114,5 млрд к 2030 году. Ежегодный прирост органического производства должен увеличиться до 20,7%, объём потребления «органики» - с 24,4 млрд рублей до 149,8 млрд. Экспорт - с 3,7 млрд рублей до 27,8 млрд, а площадь земель, на которых применяется технология органического земледелия, должна составить более 5 млн га, вместо 656 тыс. га.
«Поэтому, с одной стороны, нужно для выполнения данных целевых показателей приводить к однообразию маркировку, чтобы потребители не вводились в заблуждение. А с другой стороны - помочь производителям сделать переход на органику или замену маркировку более плавным. Сейчас ведутся обсуждения по дальнейшей корректировки Федерального закона № 367-ФЗ. До следующего сентября мы должны найти решение вместе с отраслевыми союзами и правительством. Парламентарии открыты для обсуждения, принимаем предложения для совместной работы», - подчеркнула Оглоблина.
продовольствие