Эконива семена

Обзор Стоит ли производителям открывать интернет-магазин в пандемию?


Пандемия коронавируса стала настоящим катализатором развития онлайн-продаж в России. По оценкам аналитиков, доля интернет-продаж продуктов питания составила 5% от всего рынка в апреле 2020 года в натуральном выражении и продолжает расти. В связи с трансформацией продовольственного рынка у производителей и ритейлеров возникает логичный вопрос, стоит ли открывать онлайн-магазины и как представлять свои товары онлайн. Milknews нашел ответы у экспертов отрасли. 

Трансформация торговли 

В период COVID-кризиса онлайн-торговля продуктами питания получила новый импульс. Раньше эксперты рынка говорили, что будущее покупок - это магазины формата “у дома”. “Динамика продаж в небольших супермаркетах размером до 1000 кв. м тогда ускорилась почти вдвое по итогам 2019 года и составила 6,6% по сравнению с 3,4% годом ранее”, - говорилось в аналитике Nielsen. Онлайн-торговля тоже успешно развивалась, но имела свою специфику. Как правило, покупатели выбирали этот канал покупок для крупногабаритных и тяжелых товаров, которыми выгодно запастись впрок. 

Приход пандемии полностью изменил поведение потребителей. Самым удобным и безопасным местом для шопинга стали интернет-магазины. В начале, когда на рынке наблюдался ажиотажный спрос, рост продаж демонстрировали все каналы, даже гипермаркеты, которые находились в отрицательной зоне на протяжении последних лет. После преодоления рубежа пикового спроса офлайн-продажи замедлялись высокими темпами. “Уже к середине апреля значения вернулись к привычному уровню: в дискаунтерах и супермаркетах рост составил 13%, а в гипермаркетах они сократились до -14%. В то же время динамика онлайн-продаж едва ли следовала за общим трендом, оставаясь на уровне, значительно превышающем среднегодовые темпы, в итоге закрепившись на уровне +92% по итогам года, оконченного апрелем 2020 (+50% в предыдущем году)”, - пишет Nielsen  в отчете. 

Как отмечает Nielsen, потребители столкнулись с новой реальностью и по сей день продолжают в ней находиться. Растет не только число покупателей, увеличивается и их онлайн-корзина. Потребители стали покупать в интернете не только импульсные категории, например, шоколад или газировку, но и продукты для приготовления полноценных блюд, например, соусы, специи, сливочное масло, которые раньше покупались только в офлайн-магазинах. Наибольшим спросом в интернете пользуются такие категории, как шоколадные конфеты, чипсы, шоколадные плитки, специи, соусы, сметана, сливочное масло, маргарин, растительные масла, твердый сыр и зерновой кофе.

“Если для подготовки к периоду самоизоляции потребители активно закупались товарами длительного хранения, то, говоря о планах на будущее, они выражали намерение приобрести в интернете свежую продукцию, например, хлеб и выпечку, фрукты и овощи, молоко и другую — все то, что раньше приобреталось только в офлайне”,- отмечает Nielsen  в отчете. Результаты опроса потребителей Nielsen показывают, что после завершения периода самоизоляции 13% российских покупателей планируют продолжать заказывать в интернете напитки, 18% - упакованные продукты питания, 11% - овощи и фрукты, 23% - средства для ухода за домом. Это больше, чем до и во время активной фазы пандемии в России. В ситуации, когда “вторая волна” COVID становится все более реальной, эти результаты могут быть скорректированы в сторону роста. 

Как выходить онлайн

В условиях новой реальности многие компании задумались о выходе онлайн. Milknews узнал у экспертов, на что стоит обратить внимание при развитии нового канала продаж. 

Что выбрать - собственный сайт или стороннюю площадку?

Отвечая на вопрос, стоит ли работать через собственный сайт или сторонние площадки - маркетплейсы - директор по маркетингу “Умалат” Елена Кондрашова с уверенностью отвечает, что развивать нужно все каналы. Компания “Умалат” увеличила число онлайн-магазинов, через которые можно заказать свежие сыры во время пандемии. Сыры брендов Unagrande, Pretto и “Умалат” от производителя можно заказать домой в онлайн-магазинах “Утконос”, “Метро”, “Окей”, “Глобус”, ”Лента”, “Перекресток” и в других супермаркетах. Кроме того, продукцию можно заказать на собственном сайте компании umalat.ru. 

“Однозначно нужно участвовать и там, и там - этим мы сейчас и занимаемся. Маркетплейсы позволяют агрегировать продукты из разных категорий. Но мы развиваем собственный интернет-магазин и стараемся интегрировать его в уже существующие крупные интернет-проекты”, - говорит эксперт. 

По словам Елены, сторонние маркетплейсы предлагают небольшой ассортимент продукции производителя, максимум 5-6 позиций в рамках одного конкретного интернет-магазина. “Наш собственный ресурс позволяет потребителю создать полное впечатление об имеющемся ассортименте. Это каталог, из которого можно заказать продукцию, попробовать и посмотреть. В нашем интернет-магазине впервые представляются производственные новинки. Для нас это маркетинговый инструмент, который позволяет оперативно информировать целевую аудиторию о расширении или изменении ассортимента. Помимо всего прочего, это и коммуникационная площадка - можно не только посмотреть товар, получить его непосредственно с завода, но можно ещё и задать вопросы производителю благодаря интерактивной форме общения”, - отмечает директор по маркетингу “Умалат”. 

Старший консультант практики “Стратегическое консультирование” компании “НЭО Центр” Анастасия Сысоева считает, что начать работу стоит со сторонних сервисов. “Стоит учитывать, что из-за близости потребителя и конкуренция, и репутационные риски в прямых онлайн-продажах сейчас крайне высоки. Поэтому, прежде чем открывать брендовый интернет-магазин, стоит тщательно спланировать маркетинговую стратегию, а также продумать процессы оперативной комплектации и доставки продукции до потребителя, что требует достаточно высоких затрат. Чтобы их избежать, компаниям, только планирующим выход в онлайн, целесообразнее начать с работы с маркетплейсами”, - отмечает эксперт. 

На что обратить внимание при открытии онлайн-магазина?

Продвижение бренда онлайн и офлайн будет отличаться и требовать разных подходов, считают эксперты. Так в интернете, производителям стоит уделить больше внимание качественным фотографиям и емким описаниям товара. “Товар мы выбираем глазами, поэтому структурирование онлайн-витрины стоит на первом месте при разработке интернет-магазина. Особое внимание стоит уделять и изображениям товаров, передающим все преимущества продукции. Описание товара должно быть кратким, но максимально содержательным. Не будет лишним, если рядом с информацией о продукте вы расскажете о его уникальных свойствах, приведете авторитетные мнения и комментарии”, - говорит Елена Кондрашова, “Умалат”. 

 

Кроме того, интернет дает компаниям возможность внимательнее изучить своего потребителя. Современные сервисы открывают производителям много новой информации о покупателях, изучение которой поможет узнать больше о его предпочтениях. “Для производителей товаров потребительского спроса сейчас очень привлекательный момент для организации сбыта в формате direct-to-consumer, поскольку потребитель еще никогда не был так «близко», его поведение, привычки и предпочтения можно самостоятельно исследовать в реальном времени и максимально оперативно получать обратную связь”, - отмечает Анастасия Сысоева, “НЭО Центр”. 

Стоит ли развивать интернет-магазин тем, у кого его еще нет?

Открытие и разработка нового канала сбыта требует большого количества ресурсов от компании и ее сотрудников. Однако, несмотря на эти сложности, Елена Кондрашова, директор по маркетингу “Умалат”, однозначно считает, что идти онлайн стоит и тем, у кого еще нет своего интернет-магазина. “Пандемия пришла и ушла, а привычки остаются. Та ситуация, которая сложилась к началу этого года и усугубилась весной, стала катализатором для того, чтобы сформировалась новая модель поведения покупателя – на первый план вышли безопасность покупки и польза продуктов. Наш потребитель развернул “весы интересов” в интернет-пространство. Поэтому, если кто-то сейчас только ещё задумывается о выходе в онлайн - не нужно думать – действуйте”, - говорит эксперт. 

Новая реальность формирует новые потребительские привычки, которые сохранятся и после спада заболеваемости COVID-19. “Длительность ограничений способствует формированию у потребителей привычки заказывать онлайн, которая останется и после нормализации эпидемиологической ситуации. Поэтому скорее всего после прекращения пандемии мы не увидим критического снижения объемов онлайн-торговли продуктами питания в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионерах, а в перспективе рынок будет расти. В регионах эта тенденция также будет наблюдаться, но, как обычно, с задержкой по времени”, - считает старший консультант практики “Стратегическое консультирование” компании “НЭО Центр” Анастасия Сысоева.


АПК

1859 просмотров

Также рекомендуем:


беларусь ТОП

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
extenso
МО 2021
ВИДЕО 5 мин

ЮТЮБ
ИНТЕР ФУД УРАЛ 25.11
ДЗЕН кв
Подпишитесь на нашу рассылку
МЕГАМИКС 30.06


Аналитический центр Milknews
Дэйри теч 25 января
Сибирская агронеделя 12.11
Дэйри теч 25 января
Сибирская агронеделя 12.11