Подробности Закон о парниковых газах обойдется животноводам в 620 млрд рублей
В России разрабатывается закон по регулированию сокращения выбросов парниковых газов, в том числе, в агросекторе. Проекты нормативных правовых актов предусматривают для сельхозпроизводителей такие меры, как изменение численности и породного состава скота в сторону большей продуктивности, производство биотоплива в животноводстве и растениеводстве, внедрение биогазовых комплексов по переработке органических отходов.
Эксперты и участники рынка считают, что при сверхвысоких издержках предлагаемые в законе меры являются малоэффективными в плане реального сокращения выбросов парниковых газов.
С чего все начиналось
Напомним, что в сентябре 2019 года Россия подписала Парижское соглашение, ключевым положением которого является «удержание прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5°С». А в ноябре прошлого года с целью исполнения Соглашения президентом России был принят указ, в соответствии с которым необходимо обеспечить к 2030-му сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года. Минэкономразвития России в соответствии с Указом разработало «Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». В рамках документа представлены базовый и интенсивные сценарии, каждый из которых предусматривает комплекс мер по сокращению выбросов парниковых газов, в том числе, в секторе сельского хозяйства.
Дорого и неэффективно
«Интенсивный сценарий» в качестве одной из мер сокращения выбросов предусматривает производство биотоплива в животноводстве и растениеводстве, а также внедрение биогазовых комплексов по переработке органических отходов.
В Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко) отмечают, что строительство биогазовых комплексов – очень дорогостоящая мера для сокращения выбросов парниковых газов при невысокой эффективности. По подсчетам экспертов союза, стоимость установки биогазового комплекса на животноводческом предприятии с поголовьем в 2,5 тыс. КРС составляет около 250 млн рублей. Всего поголовье КРС в России составляет 6,2 млн голов, а значит, для обеспечения всего поголовья в стране потребуются инвестиции в 620 млрд рублей. При этом, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, основной объем выбросов от животноводческих предприятий – 45% и 39% соответственно – приходится на производство кормов и процессы внутренней ферментации животных. Доля же процессов обработки и хранения навоза в объеме выбросов парниковых газов составляет лишь 10%, причем в этот показатель входит не только обработка навоза, но также его сбор, предварительное хранение и внесение в почву. В связи с этим, эффективность биореакторов, предназначенных для переработки органических отходов, будет менее 10%.
Если же посмотреть на использование биогазовых установок на животноводческих предприятиях в разрезе пользы для промышленного сектора в целом, то показатели будут еще менее существенными. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики за 2016 год, доля сельского хозяйства в общем объеме выбросов парниковых газов в России составляет 5,1% (134,2 млрд т), в общем объеме выбросов от сектора сельское хозяйство доля сбора и хранения – 11,6% (15,5 млрд т), а в общем объеме выбросов парниковых газов в России – 0,6%. Получается, что при введении требования по установке биогазовых комплексов в качестве меры сокращения выбросов парниковых газов от сектора сельского хозяйства, сокращение менее чем в 0,6% общих выбросов будет стоить 620 млрд рублей.
Ввиду этого, Союзмолоко предлагает исключить положение об установке биозаговых комплексов из проекта Стратегии ввиду низкой эффективности данной меры при высоких затратах.
Модернизация… чего?
Интенсивный сценарий также предусматривает следующие общеотраслевые меры: «принятие дополнительных мер регулирования выбросов парниковых газов как необходимое условие активизации процессов модернизации технологических процессов, сопровождающихся выбросами парниковых газов». По мнению экспертов Союзмолоко, предложенная формулировка слишком широка и не указывает на конкретные меры, которые могут быть приняты, а значит, она не должна быть включена в стратегический документ, который предполагает достижение конкретных целей.
Решение – в повышении продуктивности
В рамках «Базового сценария» в качестве меры сокращения парниковых выбросов в секторе сельского хозяйства предлагается изменение численности и породного состава скота в сторону большей продуктивности и снижение выбросов парниковых газов.
По мнению специалистов Союзмолоко, основной и единственной мерой сокращения выбросов парниковых газов в секторе молочного животноводства является повышение продуктивности животных. По данным Союза, с 1990 по 2019 годы продуктивность молочного скота в сельскохозяйственных организациях выросла на 126% - с 2,8 т до 6,3 т молока в год на одну голову. Однако это все еще значительно меньше средних показателей в странах с развитым животноводством. Так, в ЕС данный показатель составляет 7,5 т, в Дании – 11 т, в Германии – 8,3 т, в США – 10,3 т. А значит, Россия имеет большой потенциал повышения продуктивности.
Эксперты Союзмолоко предлагают заменить формулировку «изменение численности и породного состава скота в сторону большей продуктивности и снижение выбросов парниковых газов» на «развитие и повышение генетического потенциала скота, увеличение доли пород скота с высоким потенциалом продуктивности».
Мнение бизнеса
Управляющий молочным комплексом «Радна» (Самарская область) Григорий Лапин к инициативе закона с разработкой регулирования парниковых газов относится крайне негативно.
При этом руководитель животноводческого комплекса не исключает, что лет через пять тема регулирования парниковых газов может действительно стать актуальной, но сейчас еще слишком рано вносить корректировки в экологическое законодательство.
- Сегодня и так животноводство относят к тому же классу экологической безопасности, что и атомные станции, хотя, на мой взгляд, животноводы наносят существенно меньший ущерб окружающей среде. Например, в советское время поголовье скота было втрое выше, чем сейчас, и не было никаких проблем с парниковыми газами.
Лапин добавляет, что сейчас у животноводов под любым предлогом пытаются сократить поголовье даже в регионах, которые являются дефицитными по молоку. В частности, в Самарской области.
Мера по изменению породного состава скота с целью регулирования парниковых газов у руководителя «Радны» тоже вызывает сомнения.
Директор «Деревенского молочного завода» (Кемеровская область) Александр Сухинин напоминает, что сегодня поголовье КРС в России гораздо меньше, чем было даже в 1990-м, то есть, пока в стране не достигли даже того уровня производства молока.
Сегодня органические отходы, получаемые на «Деревенском молочном заводе», в основном используются для обогащения почвы. И если не вносить в почву навоз, особенно в регионах рискованного земледелия, то земля обеднеет, и урожайность существенно снизится, подчеркивает Сухинин, добавляя, что активные вещества из перепревшего навоза способны насыщать землю и питать ее на протяжении 3-5 лет после момента подкормки.
Сама по себе идея разработки и внедрения на животноводческих предприятиях биогазовых установок, по мнению руководителя кемеровского животноводческого предприятия, хорошая.
- Мы были бы готовы построить на нашем предприятии такие установки. Газ, полученный на них, может пойти на отопление или электроэнергию. Однако я сильно сомневаюсь, что владельцы естественных монополий пустят нас с «зеленой» электроэнергией в свои сети.
Положение об изменении породного состава в России Сухинин считает очень сомнительным.
Увеличение продуктивности существующих пород – действительно важный вопрос, которым нужно заниматься, однако и здесь необходимо время, чтобы получить результат, отмечает Сухинин. Сейчас на «Деревенском молочном заводе» надой составляет 50 литров с коровы в день, но, чтобы прийти к таким показателям, специалисты компании потратили восемь лет.
Автор: Елена Максимова
Теги: АПК
1. при социализме вывозом навоза на поля занималась сельхозхимия, у которой была спец.техника: трактора, погрузчики, навозоразбрасыватели. сейчас этой техники у сельхозпроизводителей, особенно у мелких и средних по доходам, НЕТ. в настоящее время они просто физически не смогут осуществить вывоз навоза на поля. 2. на поля надо вывозить свежий навоз. Только с помощью свежего, высокощелочного навоза можно нейтрализовать кислые почвы и улучшить их агрономические показатели, в т.ч. разуплотнение, насыщенность питательными веществами, усиление работы биоценоза почвы и прочее. Только таким образом можно помочь земле и улучшить её свойства. Сейчас кормят животных и птиц комбикормом. поголовье птиц и животных регулярно вакцинируется и обрабатыввается от инфекционных заболеваний. Следовательно, навоз является экологически чистым (в биологическом смысле) сырьем, котрый необходимо использовать в качестве удобрения в свежеи виде. 3. Создание чеков - накопителей навоза для последующего перегнивания является экологической бомбой, которая уничтожает подземные воды, почву, выбрасывает огромное количество парниковых газов (метан, азотные соединения и прочие газы), что существенно ухудшает экологическую обстановку в местах их расположения плюс участок почвы радиусом до 50 км ( загрязнение подземных источников воды и сброс на поверхностные воды). При перегниваниии навоза потери азота за счет выбросов в воздух, фильтрации вглубь почвы и подземные воды, смыва водой- составляют более 40% от массы азотистых соединений. А вообщем плохо, когда пироги начнет печь сапожник, а сапоги начнет тачать пирожник. До тех пор, пока чиновник будет командовать крестьянином с какой стороны подходить к трактору, за какую сиську у него надо дергать, чтобы молоко и сметана текло сильнее, толку не будет. в понятии чиновника, хлеб растет в магазине; сметану достает бабушка из холодильник, которая легко производится. Чиновник убивает сельское хозяйство, пытаясь загнать его в жесткие рамки стандартов, опираясь на опыт Европы. Кстати, продразверстка, введенная чиновниками, привела к полной гибели деревни и крестьянства как класс мелких собственников и производителей. Тотальный вывоз зерна за границу, как способ вывода капитала, уничтожил в деревне частное животноводство и птицеводство, так как нет кормов. сбылась мечта Хрущева Н.С. - крестьянство уничтожено как класс мелких собственников. Следовательно, в деревне нет выбросов парниковых газов, так как ДЕРЕВНЯ СТОИТ МЕРТВАЯ И ПУСТАЯ. Нет собак, не кричат петухи и гуси, не мычат коровы, НЕТ И ЛЮДЕЙ. Чиновник хочет, в угоду Европе, полностью уничтожить основу государственного строя - деревню. Кстати, наше зерно в Европе используют в качестве топлива в котлах отопления, так как оно дешевле чем древесные гранулы