Обзор Как меняется поведение покупателей в условиях нынешнего кризиса


В ситуации кризиса потребитель, как правило, меняет стратегию поведения. В последний раз, во время пандемии коронавируса, в течение нескольких месяцев ритейл фиксировал ажиотажный спрос на продукты длительного хранения, традиционные молочные продукты, а также определенные категории товаров для дома. Как сегодня ведут себя потребители, и к чему готовиться производителям? Спикеры онлайн-конференции “Food Retail: перспективы и возможности” обсудили эти вопросы на мероприятии. 

Что происходит со спросом

По оценкам директора департамента Consumer Panel Services компании GfK Елены Самодуровой, нынешний кризис сильнее ударит по покупательской способности населения, чем в 2015-2015 годах. По итогам года Банк России прогнозирует инфляцию на уровне 20%, в 2015 году она составляла 12,9%. Снижение доход ожидают на уровне не менее 10%, в 2015 показатель остановился на отметке 9%. 

В марте 2022 года покупатели продолжили закупаться впрок, опасаясь дальнейшего роста цен, а также ухудшения экономической ситуации в стране. При этом угроза пандемии коронавируса уже перестала быть актуальной проблемой для потребителей. В денежном выражении первая неделя марта показала для ритейла прибавку на 20% по сравнению с первой неделей февраля. “Основной рост пришелся на товары длительного хранения впрок, такие как средства персональной гигиены, товары по уходу за домом и бакалея. Среди категорий продуктов питания рост показала бакалея и безалкогольные напитки. Снижаются показатели по фруктам, овощам, хлебу”, - говорит Наталья Самодурова. 

 

 

На третей недели марта в корзину массовых закупок также попала соль, сухие добавки для кулинарии и мука. По мнению эксперта, покупатели снова стали смотреть в сторону домашнего потребления и отказываться от развлечений и походов в кафе и рестораны. Высокими темпами растут продажи кофе и шоколадных напитков. “Сейчас мы наблюдаем лавинообразный рост спроса. По некоторым категориям спрос превышает в 6-7 раз месячные объемы. За неделю мы продаем объем, который раньше продавали за 6 месяцев. Это не про увеличение потребление, а про то, что потребитель нервничает и делает запасы”, - говорит директор цепи поставок торговой сети “Перекресток” Наталья Грехова. 

 

 

Покупатели говорят, что начинают экономить на дорогих категориях, такие как кофе, готовая кулинария, рыба, средства по уходу за лицом, пиво и кофе. Однако реальный срез продаж в ритейле говорит о том, что кофе и крепкий алкоголь остаются пока растущей категорией. При этом в топ категорий, на которых потребители не экономят, попали традиционные молочные продукты, товары по уходу за ребенком, детское питание, бакалея, средства женской гигиены, макароны, а также лекарственные препараты. 

“Существует “кризисные маркеры”, по динамике которых можно судить о начинающимся кризисе. Рост продаж продуктов первой необходимости и продуктов для готовки, и при этом падение категории “излишества” говорит о том, что покупатели начали включать антикризисные стратегии”, - считает Наталья Самодурова, Gfk.

В условиях, когда цена становится наиболее важным фактором для принятия решения о покупке, растет актуальность товаров под СТМ, говорит Наталья Самодурова. “Покупатели, прежде всего обращают внимание на такие показатели, как низкая цена, а также качество и натуральность состава”, - говорит она. При этом, по данным GfK, у 15% покупателей за последнее время ухудшилось отношение к зарубежным брендам, наиболее характерно это проявилось у категории в возрасте 46-55 лет. 

“Кризис приведет к тому, что люди станут меньше баловать себя и близких, отказываются не только от развлечений, но и от важных вещей, например, от спорта, фитнеса и переключаются на продукты, которыми можно заедать и запивать стресс”, - считает Наталья Самодурова. 

СТМ растет и выигрывает

По мнению директора по развитию СТМ в торговой сети “Перекресток” Александра Коваленко, доверие покупателей к СТМ будет только расти. “Рост спроса на СТМ наблюдается давно, и он стабильный. СТМ - это драйвер развития в новой реальности. Один из главных ключей успеха категории - это постоянная доступность на полке”, - считает он. 

Основными драйверами развития СТМ Коваленко называет хорошее отношение покупателей к торговой сети в целом, а также идеальной сочетания цены и качества товара. Самыми актуальными категориями в линейке СТМ в сети считают категории товаров для дома, а также молочные продукты. По данным GfK, в кризис растет интерес покупателей именно к традиционной линейке, во время улучшения ситуации появляется спрос на современные молочные продукты. 

1649407840

Автор: Наталья Антонова
Теги: АПК

3266 просмотров

Также рекомендуем:


Quick мобильный

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
Кизельман новое будущее
МО 2021
АгроИнвестор 24 мая
ТЕЛЕГА
Видео 5 минут
Цифровизация 28 мая
ЮТЮБ
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизальман с 10.03.22


Аналитический центр Milknews
Зерно 28 мая
Полка 24 июня
Зерно 28 мая
Полка 24 июня