Аналитики: гипермаркеты оказались главными бенефициарами перехода потребителей на более дорогие товары
Аналитики Sberbank CIB отметили улучшение потребительских настроений в IV квартале и готовность потребителей переключаться на более дорогие товары. В выигрыше оказались гипермаркеты, полагают аналитики.
Согласно обзору Sberbank CIB "Потребительский индекс Иванова" (условным Ивановым аналитики называют типичного представителя российского среднего класса), около 55% Ивановых заявили о готовности платить больше в случае подорожания продуктов питания. Среди посетителей магазинов шаговой доступности эта доля была ниже, чем среди клиентов гипермаркетов.
Самая низкая доля потребителей, готовых платить больше, была у "Дикси" (49%). У "Магнита" (MOEX: MGNT) и "Пятерочки" (магазины "у дома" Х5 Retail Group) этот показатель составлял 50% и 52% соответственно. Среди посетителей гипермаркетов "Магнита" и "Ленты" таких было 58%, у сети "Карусель" (гипермаркеты Х5) - 59%, у Metro - 70%, в гипермаркетах "О`Кей" - 80%.
Кроме того, среди клиентов гипермаркетов выросла доля тех, кто склонен переключиться на продукцию более высокого качества (у "Дикси" снова оказался самый скромный показатель - 64%; у "Магнита" и "Пятерочки" таких покупателей больше - 66% и 69% соответственно).
"Все это позволяет сделать вывод, что от перехода покупателей на более дорогую продукцию выиграли в основном гипермаркеты", - отмечается в обзоре.
Крупнейший российский оператор гипермаркетов "Лента" в IV квартале оказалась среди лидеров рынка по темпам роста выручки. Аналитики Sberbank CIB писали, что "Лента" была первой, незначительно обогнав Х5. Оба ритейлера сообщили о росте выручки в IV квартале на 23,4%, но если Х5 замедлила динамику роста по сравнению с III кварталом, то "Лента", напротив, ускорилась. Продажи сопоставимых гипермаркетов "Ленты" в октябре-декабре выросли на 5,4% (на 0,5% в III квартале, в первой половине года динамика была отрицательной), а покупательский трафик вырос (на 0,9%) - впервые с III квартала 2016 года. Ускорение продаж было связано в основном с внутренними факторами, а не с конъюнктурой рынка, говорил гендиректор "Ленты" Ян Дюннинг. "Покупатели позитивно реагировали на предпринимаемые нами изменения в предложении, ассортименте, маркетинге и коммуникациях "Ленты", что привело к заметному росту как LfL-чека, так и LfL-трафика", - объяснял он.
Улучшение динамики продемонстрировали и другие игроки: сеть гипермаркетов "Карусель" в IV квартале ускорила рост продаж до 6,1% с 3,8% в III квартале. Выручка гипермаркетов "Магнита" в октябре-декабре замедлила падение до 3,8% с 6,5% в III квартале. В то же время темп рота выручки сети магазинов "у дома" "Магнита" в IV квартале остался на уровне предыдущего квартала (7,2%), "Пятерочка" замедлила рост до 26% с 28,8% в III квартале (для "Магнита" и Х5 основным бизнесом являются магазины шаговой доступности).
По оценке Sberbank CIB, индекс потребительской уверенности в IV квартале составил -10%, что означает рост и по сравнению с предыдущим кварталом (-12%), и по сравнению с показателем IV квартала 2016 года (-16%). Индекс вернулся на уровень, предшествовавший спаду второго полугодия 2013 года. Нормализация потребительских привычек продолжается, хотя многие по-прежнему предпочитают более дешевые товары.
По данным опроса, 50% потребителей заявили, что готовы переключиться на продукцию более высокого качества в случае, если цены вырастут незначительно, и только 20% в случае ощутимого роста цен.
Источник: "Интерфакс"