Кейс: Как 19 тыс фермеров из Европы продают молоко через одну компанию
140 лет назад 9 фермеров из Голландии взяли под управление завод по производству сыра и дали начало одному из самых успешных молочных бизнесов в мире. Сегодня Friesland Campina стабильно находится в пятерке самых крупных компаний по производству молочных продуктов. Разработанные Campina бренды хорошо известны аудитории по всему миру, в России – это йогурты Fruttis. В рубрике "Кейс" Milknews рассказывает историю компании, владельцем которой является один из самых больших кооперативов.
В 1880 году в Голландии возник первый кооператив молочных фермеров. Главной его целью был совместный сбыт полученной продукции. Дело в том, что в ограниченных условиях хранения продукции фермеры не всегда успевали продать молоко до того, как оно портилось. Спустя время и благодаря промышленной революции аграриям удалось организовать на базе кооператива переработку молока и производство различных видов продукции.
Сегодня компания работает по следующей схеме: 19 тыс фермеров из Голландии, Бельгии, Германии и Дании продают произведенное молоко через кооператив Friesland Campina. Компания берет на себя переработку, упаковку, сбыт и продвижение продукции. Получается, что Friesland Campina полностью освобождает членов кооператива от каких-либо других обязанностей, кроме работы по организации производства молока на ферме. При этом каждый из 19 тыс фермеров в равной доле владеет компанией. Для удобства все фермеры-владельцы поделены между собой на 21 регион в соответствии с географическим положением. У каждого региона действует совет, куда входят 10 членов кооператива. Районные советы, в свою очередь, представляют общий большой совет членов кооператива. Из совета кооператива фермеров формируется совет директоров. Совет директоров вместе с 4 независимыми членами правления, которых нанимают извне, формируют попечительский совет компании. Таким образом формируется связь между фермерами кооператива и перерабатывающей компанией Friesland Campina.
Фермеры, которые входят в кооператив Friesland Campina, работают с компанией на условиях гарантированной цены за 100 кг молока. Показатель обновляется в соответствии с рыночной обстановкой каждый месяц. Гарантированная цена является фиксированной величиной для аграриев, фермеры получают ее, даже если прибыль компании резко снижается. По данным на июль 2017 года цена за 100 кг молока с требуемыми показателями по качеству составляет 35,7 евро. Помимо гарантированной цены члены кооператива получают 35% от прибыли перерабатывающей компании и еще 10% по процентным облигациям, деньги распределяются в соответствие с объемами отгруженного сырья на переработку. Также у фермеров есть возможность получить дополнительную надбавку к вырученным средствам, если они держат коров на свободном выпасе. Остальные 55% прибыли остается в капитале компании, менеджмент использует их для обеспечения производственных процессов, маркетинга и логистики.
Сегодня компания успешно продает молочные продукты и ингредиенты для конечных потребителей и бизнеса не только в Европе, но и в Азии и Африке. Как и многие международные компании, Friesland Campina, была одной из первых, кто познакомил жителей развивающихся государств с молочными продуктами.
В настоящее время Friesland Campina представляет собой международную компанию с годовой выручкой в 11 млрд евро, офисами в 33 странах мира и дистрибуцией в 100 стран. Компания построила десятки брендов на международном рынке. В России – это йогурты Fruttis, которые представлены в рознице с 1992 года.