«Ведомости»: продавцов продуктов питания стало слишком много


В США стало слишком много продуктовых магазинов, пишет The Wall Street Journal (WSJ): пока ритейлеры массово открывали магазины, многие потребители перешли от крупных закупок раз в неделю к более частым покупкам готовой еды и снеков, которые можно захватить из магазина или кафе. Темпы роста продаж ритейла угасли, а отрасль оказалась перед риском закрытий магазинов, пишет WSJ со ссылкой на топ-менеджеров в ритейле, банкиров и отраслевых экспертов.

Продажи продовольствия в последние годы росли во многих типах магазинов. Часть роста обеспечили традиционные игроки, ускорившие рост сетей после кризисного спада 2008 г., чтобы подстегнуть выручку. Но продавать свежую еду начали и магазины фиксированных цен, и аптеки, и клубные магазины, и даже автозаправки.

За 2016 г. в США продажи потребительских товаров, еды и напитков составили $440 млрд. Из них 37% – это продовольственные магазины, и этот показатель на 6% меньше, чем в 2015 г., по данным Inmar Willard Bishop Analytics. Пока покупатели были лояльны традиционным сетям, им удавалось увеличивать продажи в сопоставимых магазинах на 3% ежегодно с 2013 г. Но рост сошел на нет в 2016 г. и, по прогнозу на текущий год, ситуация не изменится из-за конкуренции, считают эксперты FactSet. Рынок достиг критического момента: ритейлеры поняли, что новые магазины уже не решают их проблемы, рассуждает аналитик Диана Шиэн из Kantar Retail.

Российскому рынку до США еще далеко, констатирует младший партнер Bain & Company Ростислав Хоменко: только у Walmart торговая площадь в США в 6 раз превышает площадь всех гипермаркетов в России.

Но избыток торговых площадей под продовольственной розницей уже заметен и в России, считает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров.
Часто российские сети сокращают площади за счет централизации и выноса за пределы торговых точек фабрик-кухонь, откуда в магазины завозят готовые продукты, приводит пример Бурмистров. При этом кулинария – готовые и упакованные блюда навынос со сроком хранения до нескольких дней – за последние несколько лет стала одним из лидеров продаж, отмечает представитель сети супермаркетов "Азбука вкуса" Андрей Голубков: доля продаж кулинарии выросла в сети примерно на 70% в прошлом году в сравнении с 2015 г.

Именно на волне этого спроса, по словам Голубкова, кулинария стала основой концепции для "магазинов у дома" АВ Daily в 2014 г. Они следуют новому образу жизни людей в крупных городах – когда нет лишнего времени, но есть потребность в домашней еде, пояснил он. Чтобы рынок кулинарии рос и дальше, должны расти доходы населения (готовая еда дороже) и сохраняться высокая занятость, из-за которой люди реже готовят, рассуждает Хоменко. Сейчас тренд на еду вне дома в России есть, но везде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, пока слабый, говорит он. По его словам, рост площадей продовольственной розницы в России продолжится еще несколько лет примерно по 2% ежегодно, в основном за счет федеральных сетей.

Проблема в целом не в площадях, а в концепции, считает Голубков: важно не сокращать число точек, а делать их разноформатными, только так удается удовлетворить все потребности клиента. По недавним подсчетам, рассказывает Голубков, покупая в разноформатных магазинах одной сети, клиент в целом тратит больше, чем тратил раньше в привычном магазине.

Источник: "Ведомости"
 
 

696 просмотров
Молочные сессии 4
Комментарии
ATL
OptiDuo
Магазин Аналитики

Ведомости
СОЧИ
SmartFarm 2018

Подпишитесь на нашу рассылку


ATL

Аналитический центр Milknews
Молочная отрасль 2018
Молочная Бизнес Академия
Моя земля
Молочная отрасль 2018
Молочная Бизнес Академия
Моя земля