Гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова говорит, что онлайн-продажи будут расти как минимум из-за сохраняющейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки, которая вряд кардинально ли изменится в ближайшие годы. Производителям нельзя игнорировать этот канал, уверен исполнительный директор «Ринкон менеджмент» Константин Корнеев. Лишний раз это демонстрирует сегмент гипермаркетов, в котором сейчас ярко выраженная стагнация. «Сейчас люди формируют свое потребление меньшими партиями, но чаще. Привычка онлайн-покупок будет только расти», — прокомментировал он «Агроинвестору». Кроме того, продажи скоропортящихся продуктов питания через интернет будут увеличиваться по мере развития логистики и расширения зон доставки ритейлеров, уверен управляющий партнер Streda Consulting Алексей Груздев.
Ограничения, введенные в пандемию, дали дополнительный толчок развитию дистанционных каналов: потребитель смог протестировать сервисы, и у многих они перейдут в регулярный формат, что будет способствовать дальнейшему активному росту, считает он. Хотя понятно, что с точки зрения стоимости и уровня сервиса онлайн продажи пока ограничены крупными городами, где для потребителя время стоит дороже.
Для производителей молочной продукции канал онлайн-продаж однозначно перспективный, уверен Груздев. В последние годы это стало возможным благодаря тому, что, во-первых, ритейлеры смогли выстроить холодную цепь поставок, и прежде всего — «Самокат» и «Яндекс.Лавка», работающие в формате dark store с коротким сроком исполнения заказов. «Но и “Лента”, “Перекресток” и другие сети легко доставляют скоропортящуюся продукцию», — сказал «Агроинвестору» Груздев.
До начала пандемии онлайн-продажи в категории super fresh были на очень низком уровне, потому что доставлять и хранить такую продукцию намного сложнее, чем, например, бакалею или некоторые молочные продукты, отмечает Решетникова. Тем не менее, почти все производители категории super fresh увеличили свои продажи именно через онлайн-каналы: одни используют сторонние площадки, другие — создавали свои. Например, торговый дом «Долина овощей» активно продает через интернет продукцию тепличных комплексов. «Они говорят, что доставка пользуется спросом, количество заказов растет», — добавляет Решетникова.
У любого канала реализации есть своя специфика, и особенности онлайн-торговли, во-первых, выражаются в меньшем количестве импульсных покупок, чем в розничных магазинах, так как, например, нет возможности потрогать понравившийся товар. «Это уже подтверждено, что люди, как правило, на онлайн-площадках делают примерно одни и те же заказы, выбирая то, что уже покупали», — добавляет Корнеев. Кроме того, заказ через интернет обычно делает один человек, в то время как в магазины люди часто ходят всей семьей, и каждый член семьи может выбрать понравившийся ему товар и купить его. Следовательно, импульсных покупок в офлайн-ритейле благодаря этому больше, чем на онлайн площадках.
«Во-вторых, через интернет-продажи проще продвигать новинки, — продолжает Корнеев. — То есть для того, чтобы поставить их в торговую сеть, производителю нужно сформировать минимальную партию, сети — освободить под нее полки и проанализировать, как идут продажи этой новинки. В онлайн-продажах достаточно сделать отгрузку в dark store, и продукция сразу появлялась в онлайн-магазине». Поэтому при правильном подходе к продвижению новинки в онлайн-ритейле можно добиться более быстрой популяризации продукта. Кроме того, среди людей, делающих покупки продуктов через интернет, много новаторов, которые любят пробовать новинки и готовы экспериментировать, заключает он.