Артем Белов, Союзмолоко Прирост молочного экспорта за 8 месяцев этого года составляет 4%
В ходе пресс-конференции «Новая реальность: российский экспорт и глобальные вызовы», организованной Федеральным центром «Агроэкспорт» при Минсельхозе РФ, генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов рассказал о том, что происходит с экспортом молочной продукции в текущей ситуации и какие инструменты для его развития доступны производителям.
За последние 10 лет в российской молочной отрасли в перерабатывающие мощности было вложено более 360 млрд рублей, а прирост производства товарного молока за этот период составил порядка 5 млн тонн. Причем всё молоко было переработано внутри России. На данный момент мы экспортируем молочную продукцию в 63 страны, и по итогам прошлого года объем экспорта составил более 500 млн долларов. При этом мы превысили планку в экспортных поставках в 1 млн тонн в молочном эквиваленте.
В 2020-2021 году объем экспорта молочной продукции в среднем рос на 20% в год, но в этом году динамика немного замедлилась в связи с очень серьёзным укреплением рубля. Нужно пояснить, что на мировом рынке продаются в основном биржевые молочные товары, а не то, что мы традиционно видим на полке - 80% приходится на сухие молочные продукты. Укрепление рубля затормозило объёмы экспорта, поэтому думаю, что по итогам года они будут снижены. Между тем, за первые 8 месяцев этого года прирост объемов экспорта оценивается в 4%, так что потенциал у нас сохраняется.
Успехи на экспортном направлении достигаются благодаря сбалансированным мерам государственной поддержки. Так, в этом году было принято решение, что экспортно ориентированные предприятия молочной отрасли получат дополнительные меры поддержки как в части льготного кредитования, так и в части возмещения прямых понесённых затрат. То есть, если вы создаете экспортно ориентированное производство сухих молочных продуктов, после того, как объект будет введен в эксплуатацию и буду осуществлены первые экспортные поставки, вы можете возместить до 25% стоимости проекта. Это очень важная история, потому что именно экспортно ориентированные мощности были последним недоинвестированным сегментом в молочной отрасли нашей страны. Объём инвестиций в этот сегмент не превышал 10 млрд рублей за последние 10 лет.
Механизм, который реализовывает государство, будет стимулировать повышение эффективности и конкурентоспособности именно того сегмента, который в наибольшей степени востребован на мировом рынке. Это позволит российским производителям при сохранении хорошей динамики в сырье занять достойное место в приросте мирового молочного рынка.
Отдельное спасибо хочется сказать «Агроэкспорту» за проведенную масштабную аналитическую работу. Информационное обеспечение, которое создает «Агроэкспорт» в виде экспортных гайдов для таких важных направлений, как Китай, страны Африки и постсоветского пространства, чрезвычайно полезно для крупных и средних молочных производителей. Ведь в текущих условиях экспорт для них может быть неплохим вариантом для обеспечения устойчивого развития.