компоненты

Алексей Фатыхов, «Азбука сыра» В 2024 году ожидаю снижение потребления из-за роста цен


Сильный рост цены на молоко в 2024 году повлек за собой серьёзное увеличение стоимости молочных продуктов на полке, в том числе сыра. По итогам текущего года потребление молочных продуктов в России может снизиться, рассказал в интервью Milknews генеральный директор компании «Азбука сыра» Алексей Фатыхов. Эти и другие актуальные вопросы будут обсуждаться в ходе «Молочных сессий. Summer edition», которые состоятся 18 июля в Подмосковье. Руководитель также рассказал о результатах работы предприятия за прошлый год.

 
Milknews: Каковы результаты работы вашей компании за 2023 год, и что ожидаете от года текущего?
 
Алексей Фатыхов: В начале 2022 года мы завершили реконструкцию, за счёт чего в 2023 году смогли загрузить наши цеха, в том числе новый, на 85%. В результате объемы производства к 2023 году выросли на 20%. В прошлом году был небольшой коллапс по сырью, и мы бросились «спасать» производителей молока. Однако, как только вектор поменялся, они забыли, кто и как их поддерживал по цене и объемам молока. Поэтому в 2024 году мы уже работаем спокойно, исходя из наших мощностей, и, соответственно, перерабатываем плюс-минус столько же, сколько в прошлом году, а, может быть, даже чуть меньше. Но уже без замороженных денег в остатках, особенно при нынешней ставке рефинансирования, и отсутствии поддержки со стороны государства для переработчиков.
 
Milknews: Как изменились объемы продаж вашей продукции за прошлый год и в последнее время? 
    
  
Алексей Фатыхов: Поскольку всё молоко, которое мы принимаем, мы сразу продаем, поэтому и продажи выросли приблизительно на 20% в 2023 году, так же как и объемы производства. То есть эти процессы идут параллельно. Сейчас то же самое: диких остатков на складах мы не делаем, но и без сыра их не оставляем – стараемся ритмично закупать сырье и отгружаться.
 
Milknews: Планируете ли в ближайшем будущем модернизацию либо расширение производства на предприятии?   
 
Алексей Фатыхов: Мы в 2022-2023 годах уже провели реконструкцию: два года назад запустили цех на австрийском оборудовании, а в конце прошлого-начале этого года обновили цех, который работает на испанском оборудовании. Хотели ещё реализовать большой проект по маслоделию, но на сегодняшний момент эти вопросы точно поставлены на «стоп»: все подобные проекты капиталоёмкие и связаны со сложностью платежей за оборудование, которое привозится из заграницы. То есть мешают заградительные меры при действующей ставке рефинансирования. Кроме того, сейчас очень сильно ограничены инвестиционные кредиты.
 
Milknews: Какие тренды в сыроделии вам кажутся перспективными?
 
Алексей Фатыхов: Самый перспективный тренд, наверное, один – это сыр с голубой плесенью, которого сейчас на рынке не хватает. По всему остальному я думаю, что рынок уже перенасытился.
 
Milknews: Как изменилось потребление сыра в России в последние годы, и будет ли оно расти, на ваш взгляд?
 
Алексей Фатыхов: По итогам 2023 года был отмечен небольшой рост продаж сыра в 2-3%. Но тогда это было эффектом очень больших промо. А, учитывая какой сейчас идет резкий всплеск цены, я думаю, что мы придем к ситуации 2022 года. Тогда молоко сначала выросло на полке до 100 рублей, и люди, даже в Москве перестали его покупать, а затем цена рухнула на 30-40%. Сейчас обстоятельства такие же: все разгоняют рынок непонятно для чего - за этим никто не смотрит. Я думаю, что ситуация, которая в прошлом году сложилась с ценами на яйца, в 2024 году повторится с «молочкой»: если цены будут продолжать сильно расти, то прошлогодние яйца нам покажутся детским лепетом, по сравнению с тем, что сегодня произойдёт в «молочке». И я не думаю, что люди будут покупать сыр по такой цене в тех же объемах, каких они покупали в прошлом году. Поэтому в 2024 году я ожидаю либо стагнацию, либо снижение в потреблении сыра.
 
Milknews: То есть вы ожидаете серьезного повышения цены на молочные продукты в 2024 году?
 
Алексей Фатыхов: Цена на молоко по состоянию на июнь 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уже выросла на 30%, а на обрат на 50%. Это не укладывается ни в какую инфляцию. Более того, цена продолжает расти. То есть я жду, что покупатель, глядя на такие дикие цены, просто остановиться и перестанет покупать «молочку». И в итоге мы снова получим откат по стоимости.
 
С чем связан такой резкий рост цены на молоко, мне сказать трудно. Главное, на мой взгляд, это то, что за этим никто не следит. Когда стоимость молока начала падать в 2022 году, все пришли к переработчикам и начали их «прессовать». А сейчас, когда цена летит вверх, никто ничего не делает. Но я просто напомню нашим коллегам, что Дмитрий Николаевич Патрушев в начале года всем сказал, что они могут «играться» с импортом, но внутренний потребитель должен быть обеспечен качественной молочной продукцией по приемлемой цене. Однако сегодня мы видим, что цены на молоко и молочную продукцию очень сильно выросли. И если кто-то из переработчиков пытается их удержать, то он делает это за счет каких-то накопленных запасов, но надолго этого не хватит – цена на молоко и «молочку» на полке просто взлетит.  
 
Milknews: Ваша компания занимает высокие позиции на отечественном рынке сыров. Какие эффективные стратегии развития бизнеса вы бы посоветовали другим игрокам, исходя из собственного опыта?

Алексей Фатыхов: У каждого есть свой опыт работы по виденью рынка, ситуация по финансам и загрузке мощностей у всех разная, поэтому советовать что-то я бы не хотел. Единственная небольшая рекомендация – очень внимательно нужно проанализировать экономическую модель, которую вам кто-то принес из менеджеров, либо ту, которую вы пытаетесь реализовать. Насколько у вас отработаны сырьевые потоки, есть ли возможность закупить и привезти оборудование, и, самое главное, насколько вы сможете продать свой продукт при той сырьевой составляющей, которая есть сейчас, не в убыток.
 
Milknews: Насколько сложно будет войти новым сыроварам в рынок? Есть ли ещё свободные ниши в этом сегменте, или действующие производители и поставщики уже полностью удовлетворили спрос населения?
 
Алексей Фатыхов: Я думаю, что если не будет развиваться потребление, и если мы полностью загрузим мощности всех производителей у нас в стране, которые могут производить сыр, то однозначно рынок будет перенасыщен. То есть мы пока столько не потребляем, сколько у нас есть мощностей. Это с учётом сырного продукта, который тормозит потребление: то есть потребителю часто предлагают некачественный сыр, и у него пропадает желание вообще покупать данный продукт даже других марок и производителей. То есть когда мы обеспечим потребителя качественным сыром, тогда, возможно, он его полюбит, и рынок начнет расти. Но это вопрос не одного месяца и даже года. Потенциал для этого есть: если, скажем, Польша потребляет 15 кг сыра в год на человека, то мы всего 6-6,5 кг. Но нужно, чтобы сыр, во-первых, на полке стоил нормально, и, во-вторых, чтобы не было фальсификата. 

1721109421

1683 просмотра

Также рекомендуем:


Молочные заводы
Молочные заводы
Комментарии
Нов 5 мин еженедельно
кизельман-март-24
ЮГ Богатырь

ворлд фуд 20 сент
20 Алматы окт
ютуб
Подпишитесь на нашу рассылку
КАДРЫ

Нов 5 мин еженедельно

Аналитический центр Milknews
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы
Дзен