Максим Малыгин: после введения эмбарго полка освободилась, но спрос упал
Вице-президент по стратегии и инвестициям группы компаний «Нева Милк» («Невские сыры») Максим Малыгин рассказал Milknews о том, насколько успешно российские сыроделы занимаются импортозамещением и с какими проблемами сталкиваются.
Milknews: Резкое снижение импорта сыров в Россию после введения санкций и девальвация рубля привели к росту количества фальсификата на рынке, а также «честного» сырного продукта. Можно ли считать этот процесс естественным или с ним нужно бороться?
Малыгин: Конечно, мы это наблюдаем. Сложно называть естественным процесс на рынке, который мешает развиваться качественным производителям, и бороться с ним надо. Для нас лучше, когда есть добросовестный конкурент, делающий качественную продукцию. Фальсификат ниже по цене, нам трудно с ним конкурировать.
Milknews: Какие методы борьбы Вы считаете наиболее правильными?
Малыгин: Это вопрос скорее не нашей компетенции. Но в принципе возможен только один путь – усиление контроля за продукцией и за игроками, которые злоупотребляют ситуацией. Возможно создание каких-то список нарушителей, дополнительных проверок продукции.
Milknews: У Андрея Даниленко, председателя совета Национального союза производителей молока, было предложение ввозить штрафы от оборота компании. Это, по-вашему, вариант решения проблемы?
Малыгин: Идея с повышением штрафов – правильная. В плане привязки к обороту – она скорее философская, потому что в России есть довольно крупные компании с точки зрения оборота, но у них невысокая рентабельность. Если делать привязку к обороту, нужно четко определить, какой процент должен быть.
Milknews: Ощущают ли российские сыроделы и «Невские сыры», в частности, эти изменения на рынке? Снизился ли спрос на качественный продукт?
Малыгин: Конечно, мы ощущаем эти процессы. Более того, фактически делая качественный продукт, который стоит денег, мы стали «ценовым зонтиком» для изготовителей фальсификата и некачественного продукта, которые выходят на полки с более дешевым продуктом. Наша продукция дороже из-за качественного сырья в первую очередь, и потребитель часто делает выбор в их пользу, приобретает некачественный продукт. Для нас, конечно, это заметно – спрос падает, цена становится для потребителя ключевым фактором. И получается, производители дорогого качественного продукта (в том числе и мы) в какой-то степени невольно помогают фальсификаторам.
Milknews: Как на ваших предприятиях проверяется качество продукции?
Малыгин: У нас есть все необходимые сертификаты, регулярно проходят проверки, их подтверждающие. Это с одной стороны. С другой стороны – у нас усилена собственная служба качества, мы постоянно за этим следим. Сырье, приходящее к нам на завод, проходит проверку каждый раз. Если он соответствует нашим стандартом, оно проходит.
Milknews: У каких поставщиков Вы закупаете сырье для производства сыров? Это преимущественно крупные агрохолдинги или мелкие фермеры?
Малыгин: Мы недавно запустили в Вологодской области – поближе к производителям качественного сырого молока, могу вам ответить на его примере. Конечно, это скорее крупные фермы, потому что в личных хозяйствах, где несколько коров, трудно обеспечить стабильное качество. Один раз может быть хорошее молоко, в другой раз – не очень. Компания, где налажена система, могут гарантировать стабильное качество. Мы, конечно, отдаем предпочтение им.
Milknews: Для производства сыров нужно какое-то особенное молоко?
Малыгин: Да, далеко не из любого молока можно сделать хороший сыр. Есть технологии и оборудование, которые позволяют изготавливать сыры и из не самого лучшего молока, но принципиально они проблему не решают. Все-таки для сыра нужно молоко более высокого качества. Сыр – это уникальный продукт, требовательный.
Milknews: Сыр считается высоко маржинальным продуктом в отличие от молока. Так ли это?
Малыгин: Я бы не сказал, что у нас, сыроделов, высокая рентабельность, особенно сейчас, после девальвации рубля. Вот например, для того же производства феты – это самое современное производство на данный момент, мы закупали оборудование в евро, надо же оплачивать его. К тому же маржа достаточно приличная остается в розничных сетях, через которые реализуется продукт. По рентабельности сырники близки к молочникам. Когда молока много и оно дешевое, «сырники» могут зарабатывать, а когда молоко дорогое – сырникам так же тяжело, как и молочникам.
Milknews: А российского оборудования нужного качества для сыроделия нет?
Малыгин: К сожалению, нет. Есть отдельные сегменты, где есть российское оборудование – упаковщики, например. Но до полного цикла нам еще расти и расти.
Milknews: Нужно ли, по Вашему мнению, создавать огромные – национального масштаба – кооперативы производителей сырого молока, как это сделано в Новой Зеландии, США или Европе?
Малыгин: Я сталкивался с европейскими кооперативами. У нас в России еще некоторые кооперативы остались. Россия большая страна и делать кооператив национального масштаба очень трудно. С точки зрения глобализации рынка сырья – это возможно. Но есть вопрос финансирования: срок окупаемости как был 10-15 лет, так и остается. Если завтра появится такой кооператив национального масштаба и будет получать длинные деньги под низкий процент, они будут развиваться. Но если будут такие источники финансирования, то будет работать и нынешняя схема – те фермеры, у которых есть компетенции и возможности, стартовый капитал, они и так будут развиваться. Так что основная проблема – это деньги. Создание крупного кооператива не решит проблем отрасли с точки зрения сырья.
Milknews: Как Вы относитесь к идее ограничивать поголовье в ЛПХ? Поможет ли это гарантировать качество сырья?
Малыгин: Это не совсем наш вопрос, но, по моему мнению, как только будут возможности делать современные фермы, как только будет финансирование, то и качество продукта будет высоким. Не вижу смысла в ограничении поголовья. Это проблемы не решит.
Milknews: Каково Ваше мнение относительно введения уголовной ответственности за ввоз санкционной продукции, в том числе молочной?
Малыгин: Есть действующие механизмы. В последнее время их стали использовать более систематично, усиленно – это дает свои плоды. Если можно было бы работать в таком усиленном режиме, как сейчас, возможно, не понадобилось бы введение уголовной ответственности. Так или иначе, но эти меры работают – мы видим, что полка освобождается.
Milknews: Есть ли, на Ваш взгляд, альтернатива сжиганию контрабандных молочных продуктов?
Малыгин: Сама мера – действенна, но надо ее скорректировать. Находясь в Петербурге я наблюдал реакцию блокадников на уничтожение продуктов. Им это очень тяжело видеть и слышать. Если определенную часть наших потребителей это задевает, лучше отдавать малоимущим.
Milknews: Как в нынешних условиях складывается конкуренция с белорусскими поставщиками сыров? Их продукция лучше или хуже по качеству, чем российская (в среднем)? Они по-прежнему демпингуют?
Малыгин: Действительно, был момент, когда цена белорусских продуктов была невысокая, сейчас цена по некоторым позициям сопоставима со стоимостью российских продуктов, но это сейчас не главное. По качеству – все зависит от предприятия. Я был на многих заводах в России и на не менее 10 заводов в Белоруссии. Если брать с точки зрения вообще сырного производства, то Белоруссия может быть и впереди нас, у нас качественных серьезных производств не так уж и много, особенно если посчитать на душу населения. Но и у нас есть передовые заводы, которые ничем не уступают белорусским.
Milknews: В настоящий момент на рынке практически исчезли премиальные сыры. Есть ли смысл налаживать их производство на российской территории? Возможно ли это технически? Нужно ли?
Малыгин: Я сам делал первый на территории СНГ проект по запуску завода по производству сыра типа фета. Я верю, что все возможно и все получится. Но у нас есть несколько проблем. Первая – это сырье, - и качество, и наличие сырья. Мы не зря сделали проект в дотирующем регионе – в Вологодской области. Вторая – это люди, мы когда запускали завод, много времени потратили на обучение сотрудников. Не каждый у нас может работать с современным оборудованием. Третье – это финансирование.
Нужно ли? Я считаю, что чем больше у нас таких производств, тем лучше. Хотя с точки того, кто делает премиальные сыры, есть риск, что отменят эмбарго и опять будут завозиться импорт. Но тут возникает вопрос: что будет с курсом – от этого будет зависеть конкурентоспособность. Дополнительно в тяжёлый период для экономики потребитель предпочитает недорогой продукт.
Milknews: Расскажите, пожалуйста, подробнее про завод в Вологодской области.
Малыгин: В августе 2014 года ввели эмбарго, в сентябре мы открыли первый на территории СНГ завод по производству сыра фета. Я руководил этим проектом. Линия, которая там стоит, может обеспечивать до 70% потребностей рынка феты в России. С этого момента ситуация немного поменялась. С одной стороны, появились новые возможности, так как освободились полки в магазинах. Сначала ушла натуральная молочная фета – наша осталась единственная на полке, потом запретили и ввоз феты из растительного жира, сейчас последние стоки уходят. С другой стороны, кризис чувствуется, потребление сыра упало. К тому же мы брали оборудование в евро – других вариантов не было. С российской лизинговой компанией мы общались около полугода, с производителем оборудования - Tetra Pak – мы решили вопрос за месяц. Так что наши обязательства выросли фактически в два раза. Тем не менее, мы запустили проект, его высоко оценили международные эксперты. Нам удалось сделать сыр высокого качества под брендом «Сиртаки». Правительство Вологодской области включило нас в список приоритетных проектов по импортозамещению и оказывало нам поддержку, мы получили налоговые льготы. Вологодскую область, кстати, мы выбрали из 9 регионов, которые рассматривали, из-за хорошей обеспеченности сырьем, а также из-за кадров – там есть учебные заведения, которые готовят нужные нам кадры, в частности, Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина
Мы, конечно, приглашали специалистов из-за рубежа, они обучали выпускников работать на нашем оборудовании, но тем не менее, кадровая база есть.
Milknews: Вы создавали проект с нуля или что-то покупали и модернизировали?
Малыгин: Мы вошли в акционерный капитал существовавшего предприятия – молочного завода «Северное молоко» и на его базе мы фактически построили новый завод на той же площадке.
Milknews: Сколько средств вложили в покупку и строительство?
Малыгин: Вместе с покупкой площадки - около 400-500 млн рублей, трудно сказать точно, так как обязательства в валюте еще есть.
Milknews: Какой срок окупаемости запланирован?
Малыгин: Мы планировали, что проект окупится за 4 года, но сейчас срок вырос и сложно прогнозировать.
Milknews: Успели ли за прошедший с момента введения эмбарго год российские производители занять освободившуюся нишу на рынке сыров?
Малыгин: Я думаю, да. Конкуренты наши начали активнее занимать новые ниши. Некоторые производители, которые никак не могли попасть на полку, они попали в сети. Мы уже были на полке, поэтому нам удалось расширить линейку, в частности, по колбасным сырам – стали делать с грибами, например. Это недорогой сыр, нам удалось увеличить объемы. Но с другой стороны, потребление упало, так что сильно картина не поменялась.
Milknews: Планирует ли ваша компания расширять производство и ассортимент в нынешних условиях? Если да, то за счет какие продуктов?
Малыгин: Мы каждый год прирастаем и планируем прирастать дальше – за счет тех продуктов, которыми мы сейчас не занимаемся. Но проекты, которые мы планировали осуществлять, сейчас существенно выросли в цене. Мы сейчас внимательно считаем проекты. Конечно развиваемся и будем развиваться, но пока не хочу об этом говорить.
Беседовала Ольга Кучерова