Максим Малыгин: после введения эмбарго полка освободилась, но спрос упал


Вице-президент по стратегии и инвестициям группы компаний «Нева Милк» («Невские сыры») Максим Малыгин рассказал Milknews о том, насколько успешно российские сыроделы занимаются импортозамещением и с какими проблемами сталкиваются.
 

Milknews: Резкое снижение импорта сыров в Россию после введения санкций и девальвация рубля привели к росту количества фальсификата на рынке, а также «честного» сырного продукта. Можно ли считать этот процесс естественным или с ним нужно бороться?
 
Малыгин: Конечно, мы это наблюдаем. Сложно называть естественным процесс на рынке, который мешает развиваться качественным производителям, и бороться с ним надо. Для нас лучше, когда есть добросовестный конкурент, делающий качественную продукцию. Фальсификат ниже по цене, нам трудно с ним конкурировать.
 
Milknews: Какие методы борьбы Вы считаете наиболее правильными?
 
Малыгин: Это вопрос скорее не нашей компетенции. Но в принципе возможен только один путь – усиление контроля за продукцией и за игроками, которые злоупотребляют ситуацией. Возможно создание каких-то список нарушителей, дополнительных проверок продукции.
 
Milknews: У Андрея Даниленко, председателя совета Национального союза производителей молока, было предложение ввозить штрафы от оборота компании. Это, по-вашему, вариант решения проблемы?
 
Малыгин: Идея с повышением штрафов – правильная. В плане привязки к обороту – она скорее философская, потому что в России есть довольно крупные компании с точки зрения оборота, но у них невысокая рентабельность. Если делать привязку к обороту, нужно четко определить, какой процент должен быть.  
 
Milknews: Ощущают ли российские сыроделы и «Невские сыры», в частности, эти изменения на рынке? Снизился ли спрос на качественный продукт?
 
Малыгин: Конечно, мы ощущаем эти процессы. Более того, фактически делая качественный продукт, который стоит денег, мы стали «ценовым зонтиком» для изготовителей фальсификата и некачественного продукта, которые выходят на полки с более дешевым продуктом. Наша продукция дороже из-за качественного сырья в первую очередь, и потребитель часто делает выбор в их пользу, приобретает некачественный продукт. Для нас, конечно, это заметно – спрос падает, цена становится для потребителя ключевым фактором. И получается, производители дорогого качественного продукта (в том числе и мы) в какой-то степени невольно помогают фальсификаторам.  
 
Milknews: Как на ваших предприятиях проверяется качество продукции?
 

Малыгин: У нас есть все необходимые сертификаты, регулярно проходят проверки, их подтверждающие. Это с одной стороны. С другой стороны – у нас усилена собственная служба качества, мы постоянно за этим следим. Сырье, приходящее к нам на завод, проходит проверку каждый раз. Если он соответствует нашим стандартом, оно проходит.

Milknews: У каких поставщиков Вы закупаете сырье для производства сыров? Это преимущественно крупные агрохолдинги или мелкие фермеры?
 
Малыгин: Мы недавно запустили в Вологодской области – поближе к производителям качественного сырого молока, могу вам ответить на его примере. Конечно, это скорее крупные фермы, потому что в личных хозяйствах, где несколько коров, трудно обеспечить стабильное качество. Один раз может быть хорошее молоко, в другой раз – не очень. Компания, где налажена система, могут гарантировать стабильное качество. Мы, конечно, отдаем предпочтение им.
 
Milknews: Для производства сыров нужно какое-то особенное молоко?
 
Малыгин: Да, далеко не из любого молока можно сделать хороший сыр. Есть технологии и оборудование, которые позволяют изготавливать сыры и из не самого лучшего молока, но принципиально они проблему не решают. Все-таки для сыра нужно молоко более высокого качества. Сыр – это уникальный продукт, требовательный.
 
Milknews: Сыр считается высоко маржинальным продуктом в отличие от молока. Так ли это?
 
Малыгин: Я бы не сказал, что у нас, сыроделов, высокая рентабельность, особенно сейчас, после девальвации рубля. Вот например, для того же производства феты – это самое современное производство на данный момент, мы закупали оборудование в евро, надо же оплачивать его. К тому же маржа достаточно приличная остается в розничных сетях, через которые реализуется продукт. По рентабельности сырники близки к молочникам. Когда молока много и оно дешевое, «сырники» могут зарабатывать, а когда молоко дорогое – сырникам так же тяжело, как и молочникам.
 
Milknews: А российского оборудования нужного качества для сыроделия нет?
 
Малыгин: К сожалению, нет. Есть отдельные сегменты, где есть российское оборудование – упаковщики, например. Но до полного цикла нам еще расти и расти.
 
Milknews: Нужно ли, по Вашему мнению, создавать огромные – национального масштаба – кооперативы производителей сырого молока, как это сделано в Новой Зеландии, США или Европе?
 
Малыгин: Я сталкивался с европейскими кооперативами. У нас в России еще некоторые кооперативы остались. Россия большая страна и делать кооператив национального масштаба очень трудно. С точки зрения глобализации рынка сырья – это возможно. Но есть вопрос финансирования: срок окупаемости как был 10-15 лет, так и остается. Если завтра появится такой кооператив национального масштаба и будет получать длинные деньги под низкий процент, они будут развиваться. Но если будут такие источники финансирования, то будет работать и нынешняя схема – те фермеры, у которых есть компетенции и возможности, стартовый капитал, они и так будут развиваться. Так что основная проблема – это деньги. Создание крупного кооператива не решит проблем отрасли с точки зрения сырья.   
 
Milknews: Как Вы относитесь к идее ограничивать поголовье в ЛПХ? Поможет ли это гарантировать качество сырья?
 

Малыгин: Это не совсем наш вопрос, но, по моему мнению, как только будут возможности делать современные фермы, как только будет финансирование, то и качество продукта будет высоким. Не вижу смысла в ограничении поголовья. Это проблемы не решит.
  
Milknews: Каково Ваше мнение относительно введения уголовной ответственности за ввоз санкционной продукции, в том числе молочной?
 
Малыгин: Есть действующие механизмы. В последнее время их стали использовать более систематично, усиленно – это дает свои плоды. Если можно было бы работать в таком усиленном режиме, как сейчас, возможно, не понадобилось бы введение уголовной ответственности. Так или иначе, но эти меры работают – мы видим, что полка освобождается.
 
Milknews: Есть ли, на Ваш взгляд, альтернатива сжиганию контрабандных молочных продуктов?
 
Малыгин: Сама мера – действенна, но надо ее скорректировать. Находясь в Петербурге я наблюдал реакцию блокадников на уничтожение продуктов. Им это очень тяжело видеть и слышать. Если определенную часть наших потребителей это задевает, лучше отдавать малоимущим.
 
Milknews: Как в нынешних условиях складывается конкуренция с белорусскими поставщиками сыров? Их продукция лучше или хуже по качеству, чем российская (в среднем)? Они по-прежнему демпингуют?
 
Малыгин: Действительно, был момент, когда цена белорусских продуктов была невысокая, сейчас цена по некоторым позициям сопоставима со стоимостью российских продуктов, но это сейчас не главное. По качеству – все зависит от предприятия. Я был на многих заводах в России и на не менее 10 заводов в Белоруссии. Если брать с точки зрения вообще сырного производства, то Белоруссия может быть и впереди нас, у нас качественных серьезных производств не так уж и много, особенно если посчитать на душу населения. Но и у нас есть передовые заводы, которые ничем не уступают белорусским.
 
Milknews: В настоящий момент на рынке практически исчезли премиальные сыры. Есть ли смысл налаживать их производство на российской территории? Возможно ли это технически? Нужно ли?
 
Малыгин: Я сам делал первый на территории СНГ проект по запуску завода по производству сыра типа фета. Я верю, что все возможно и все получится. Но у нас есть несколько проблем. Первая – это сырье, - и качество, и наличие сырья. Мы не зря сделали проект в дотирующем регионе – в Вологодской области. Вторая – это люди, мы когда запускали завод, много времени потратили на обучение сотрудников. Не каждый у нас может работать с современным оборудованием. Третье – это финансирование.
 
Нужно ли? Я считаю, что чем больше у нас таких производств, тем лучше. Хотя с точки того, кто делает премиальные сыры, есть риск, что отменят эмбарго и опять будут завозиться импорт. Но тут возникает вопрос: что будет с курсом – от этого будет зависеть конкурентоспособность. Дополнительно в тяжёлый период для экономики потребитель предпочитает недорогой продукт.
 
Milknews: Расскажите, пожалуйста, подробнее про завод в Вологодской области.
 
Малыгин: В августе 2014 года ввели эмбарго, в сентябре мы открыли первый на территории СНГ завод по производству сыра фета. Я руководил этим проектом. Линия, которая там стоит, может обеспечивать до 70% потребностей рынка феты в России. С этого момента ситуация немного поменялась. С одной стороны, появились новые возможности, так как освободились полки в магазинах. Сначала ушла натуральная молочная фета – наша осталась единственная на полке, потом запретили и ввоз феты из растительного жира, сейчас последние стоки уходят. С другой стороны, кризис чувствуется, потребление сыра упало. К тому же мы брали оборудование в евро – других вариантов не было. С российской лизинговой компанией мы общались около полугода, с производителем оборудования - Tetra Pak – мы решили вопрос за месяц. Так что наши обязательства выросли фактически в два раза. Тем не менее, мы запустили проект, его высоко оценили международные эксперты. Нам удалось сделать сыр высокого качества под брендом «Сиртаки». Правительство Вологодской области включило нас в список приоритетных проектов по импортозамещению и оказывало нам поддержку, мы получили налоговые льготы. Вологодскую область, кстати, мы выбрали из 9 регионов, которые рассматривали, из-за хорошей обеспеченности сырьем, а также из-за кадров – там есть учебные заведения, которые готовят нужные нам кадры, в частности, Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина
 Мы, конечно, приглашали специалистов из-за рубежа, они обучали выпускников работать на нашем оборудовании, но тем не менее, кадровая база есть.
 
Milknews: Вы создавали проект с нуля или что-то покупали и модернизировали?
 

Малыгин: Мы вошли в акционерный капитал существовавшего предприятия – молочного завода «Северное молоко» и на его базе мы фактически построили новый завод на той же площадке.
 
Milknews: Сколько средств вложили в покупку и строительство?
 
Малыгин: Вместе с покупкой площадки - около 400-500 млн рублей, трудно сказать точно, так как обязательства в валюте еще есть.
 
Milknews: Какой срок окупаемости запланирован?
 
Малыгин: Мы планировали, что проект окупится за 4 года, но сейчас срок вырос и сложно прогнозировать.
 
Milknews: Успели ли за прошедший с момента введения эмбарго год российские производители занять освободившуюся нишу на рынке сыров?
 
Малыгин: Я думаю, да. Конкуренты наши начали активнее занимать новые ниши. Некоторые производители, которые никак не могли попасть на полку, они попали в сети. Мы уже были на полке, поэтому нам удалось расширить линейку, в частности, по колбасным сырам – стали делать с грибами, например. Это недорогой сыр, нам удалось увеличить объемы. Но с другой стороны, потребление упало, так что сильно картина не поменялась.
 
Milknews: Планирует ли ваша компания расширять производство и ассортимент в нынешних условиях? Если да, то за счет какие продуктов?
 
Малыгин: Мы каждый год прирастаем и планируем прирастать дальше – за счет тех продуктов, которыми мы сейчас не занимаемся. Но проекты, которые мы планировали осуществлять, сейчас существенно выросли в цене. Мы сейчас внимательно считаем проекты. Конечно развиваемся и будем развиваться, но пока не хочу об этом говорить.
 
Беседовала Ольга Кучерова

2297 просмотров
Комментарии
Магазин Аналитики
OptiDuo

Ведомости
СОЧИ
ФермаЭкспо

Подпишитесь на нашу рассылку

Тетрапак

ATL

Аналитический центр Milknews
Галди
Молочная Бизнес Академия
Галди
Молочная Бизнес Академия