Артем Белов: В борьбе за субсидии молочная отрасль может проиграть
В июле министр сельского хозяйства Александр Ткачев заявил на встрече с президентом России Владимиром Путиным о том, что ведомство собирается сократить число субсидий с 54 до 7. По его мнению, это расширило бы полномочия регионов при определении приоритетов аграрной политики и повысило оперативность и своевременность доведения средств до получателей.
О том, что такое “единая субсидия” и какие отрасли будут сражаться за субсидии, можно почитать здесь.
Milknews узнал у исполнительного директора Союзмолоко Артема Белова, что думают в отрасли об объединении субсидий для молочников и всех остальных субсидий в один котел.
Подпрограмма по развитию молочной отрасли, которая была разработала Союзмолоко в 2014 году и инициативы которой вошли в Госпрограмму, была направлена на то, чтобы эти системные механизмы появились. По итогам ее рассмотрения появилась подпрограмма и 6 строчек: субсидирование коротких кредитов, инвестиционных, капексы, племенная поддержка, краткосрочные кредиты для переработки, субсидия на литр.
Такой понятный для отрасли и инвестора подход привел к тому, что уже в этом году отрасль показала хороший результат в плане прироста товарного молока (+2,5-3% за первое полугодие 2016 г.). И поэтому, конечно, крайне нежелательно, чтобы отрасль осталась без собственных строчек.
Да, субсидии на литр сохраняет свою строку в бюджете. Но здесь важно понимать, что субсидия на литр фактически поддерживает операционную доходность и не привлекает новых инвесторов в отрасль.
Какие риски создает такое объединение субсидий? На мой взгляд, в некоторых регионах распределение субсидий может стать непрозрачным.
Кроме того, это может привести к размыванию приоритетов, которые ставит перед регионами Минсельхоз. Например, это может произойти, если субъекты будут развивать наиболее доходные в текущий момент времени направления, и меньше задумываться о стратегических приоритетах.
Молочные проекты окупаются 7-10 и более лет. Понятно, что ставку регионы будут делать не на них, а на “скороспелые” сектора. Затем в этих секторах конкуренция станет зашкаливающей, доходность начнет падать, и это может привести к ухудшению ситуации и банкротству производителей. При этом другие, менее “быстрые” сектора будут недоинвестированы и сохранят свою зависимость от импорта.
Поэтому такие отрасли, как молочная, могут оказаться в проигрыше. И небольшие фермеры, которым, к сожалению, будут доставаться остатки. Плюс мы рискуем сильно ухудшить инвестиционную привлекательность отрасли. Для инвесторов такой подход является достаточно рискованным. На что пойдут деньги регионов, на какие отрасли, изменится ли это в следующем году, неизвестно.
Нам бы, конечно, хотелось бы сохранить для молочной отрасли единую строку в рамках Госпрограммы с ключевыми направлениями поддержки. Даже если они не будут иметь свои кодов бюджетной классификации, но инвесторы будут понимать, что финансирование этих направлений сохраняется.