Андрей Дахнович: Рост объема производства сыра связан с расширением ассортимента


По данным Росстата, в январе российские предприятия нарастили производство сыра на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом год назад. Всего за прошлый год в стране выпустили около 600 тыс тонн сыров и сырных продуктов — на 2,5% выше показателя 2015-го.

Milknews попросил прокомментировать ситуацию на рынке сыра Андрея Дахновича, коммерческого директора компании "Фудлэнд" (Еланский маслосыркомбинат, Семикаракорский сыродельный завод).

Milknews: С чем связано увеличение объёмов производства сыра на российском рынке в 2016-2017 годах?

Андрей Дахнович: Сложно оценивать изменение рыночных объемов производства или потребления, если речь идёт о долях или нескольких процентах. В моем представлении, отечественная статистика не может быть абсолютно точной в силу целого ряда причин. Оценку объёмов сырного производства в стране в начале 2017 года скорее можно назвать ориентировочной, так как она может базироваться лишь на экспресс-опросе ведущих производителей отрасли.

Обработка бухгалтерской отчетности возможна только после закрытия квартального периода, а значит, и уточнённые данные появятся не раньше, чем к середине года.

И, тем не менее, рост объёма производства сыра в России и Беларуси очевиден.

В настоящий момент он не так динамичен, как в 2014-2015 годах, когда после введения Россией ответных санкций, официальный импорт сыра в страну упал в разы, ориентировочно на 250 тысяч тонн в год, освободив пространство для продукции отечественного производства. Этой ситуацией постарались воспользоваться предприятия, у которых был потенциал роста.

Непосредственно заводы нашего холдинга за эти два года увеличили производство созревающих сыров и сырных продуктов с 13-13.5 тысяч тонн до 18 тысяч тонн, а в прошлом году вышли на объём более 20 тысяч тонн. Не могу сказать, что подобное развитие было у всех наших конкурентов, но в этот период рост объёмов производства на 10-20% был типичным для крупных российских сыродельных предприятий.

Вы спросите, а сырьё то откуда взяли? Ведь объёмы производимого в стране молока держались все последние годы почти на одном уровне. Частично молоко перераспределилось на сыродельные заводы благодаря падению спроса на цельномолочную продукцию, соответственно, и потребность в сырье у выпускающих ее предприятий снизилась. Некоторые производители сыра научились работать с восстановленным молочным сырьем, что также сказалось на росте объёмов производства.

К 2016 году отечественный рынок сыра снова стал скорее перенасыщенным, чем дефицитным. Ситуацию усугубляло нелегальное попадание в Россию санкционной сырной продукции из приграничных России стран. А украинская продукция попадала на российский рынок по очень низким ценам и в объёмах, сравнимых с официальным экспортом из Украины в Россию в период до 2014 года.

В подобной ситуации рост объёма отечественного сырного производства я связываю, в первую очередь, с расширением ассортимента производимых продуктов. До 2014 года абсолютное большинство отечественных производителей специализировались только на выпуске продукции массового потребления, а ниша индивидуальных и эксклюзивных продуктов закрывалась импортными поставками. С введением эмбарго очевидно, что стратегия развития целого ряда сыродельных предприятий претерпела изменение. Был взят курс на замещение ушедших с рынка продуктов. При этом, наши заводы смогли увеличить объём производства в первую очередь за счёт роста продаж фасованного сыра.

В настоящий момент можно констатировать, что отечественные заводы фактически полностью удовлетворили рыночный спрос по свежим творожным сырам и по сырам типа "Паста Филата"(Pasta Filata), к которым, в первую очередь, относятся свежая Моцарелла (Mozzarella), Моцарелла для пиццы, Проволоне (Provolone). При этом, их качество соответствует мировым стандартам.

Следующий серьёзный сегмент сырного рынка - это твёрдые выдержанные сыры, такие как Пармиджано Реджано (Parmigiano Reggiano), Грюйер (Gruyere) и их аналоги. И сыры типа Маасдам (Maasdam) и Эмменталь (Emmental) и их аналоги. В этом сегменте можно говорить только о попытках создания аналогов, которые смогут имитировать оригиналы. Не секрет, что производство этих сыров - это сложный симбиоз сырных традиций, технологических нюансов и качественного сырья.

Отечественные сыродельные заводы пока только в начале пути освоения этого сегмента рынка сыров, но очевидно, что у них растут и объемы, и качество производимой продукции. Я считаю, что это самый технологически сложный сегмент сырного рынка.

Несколько предприятий специализируются на плесневых сырах, при этом, нынешняя доходность способствовала вовлечению в производство новых игроков. Похоже, что через год рынок будет перенасыщен недозагруженными производствами.

Milknews: Влияет ли падение платежеспособности населения на спрос и на рынок сыров России?

Андрей Дахнович: Конечно, значительно влияет. Сыр не является продуктом первой необходимости для покупателя, поэтому многие ограничивают себя и покупают в зависимости от своих финансовых возможностей. При этом, бутерброд с сыром на завтрак отменить, конечно, сложно. Наша компания работает в первую очередь на рынке полутвёрдых созревающих сыров и сырных продуктов. По нашим оценкам, емкость отечественного рынка потребления в этом сегменте сузилась за последние три года минимум на 20%. Это серьёзная цифра и если бы не эмбарго, то отечественным сыродельным предприятиям пришлось бы очень и очень тяжело.

Milknews: Планируете ли вы в условиях кризиса диверсифицировать производство и
выпускать больший объём сырных продуктов?

Андрей Дахнович: Наши заводы освоили технологию производства сырных продуктов до того, как было введено эмбарго на импорт, так что мы производим их более четырёх лет. В нашем понимании, это один из шагов, связанных с диверсификацией производства для улучшения его стабильной работы. Два года назад мы запустили на одном из наших заводов цех фасовки, в прошлом году начали развивать производство сыров с добавками и выдержанных сыров.

Если говорить о динамике роста объёма производства сырных продуктов, то можно отметить, что в нашем производстве доля сырных продуктов за последний год не выросла, а снизилась. Если два-три года назад мы производили натурального сыра в полтора раза больше, чем сырного продукта, то в прошлом году производство сыра почти в два раза превысило производство сырного продукта. Отражают ли пропорции нашего производства рыночные тенденции? Сложно сказать. С одной стороны, мы производим продукцию, отталкиваясь от прогнозного заказа нашей торговой компании, а она ориентирована на увеличение розничных продаж, в первую очередь, фасованного сыра. С другой стороны, низкие цены на украинский сырный продукт, неофициально попадающий на российский рынок, серьезно усложняют сбыт сырного продукта отечественного производства. С третьей стороны, действительно логично предположить, что снижение покупательной способности должно подталкивать население к приобретению более дешевой продукции. Скорее всего, так и происходит, только пока слишком велико недоверие покупателя к сырным продуктам, и связано это с негативными оценками последних в СМИ. На мой взгляд, в таком подходе нет объективности, а созревающие сырные продукты, если они произведены на серьёзных предприятиях, и по вкусу, и по полезности почти не уступают созревающим сырам. Я точно знаю, что падение продаж сырных продуктов и, соответственно, их производства имело место не только на наших заводах, но, вероятно, есть отечественные производители, которые сумели и нарастить их объёмы.

Посмотрим на соотношение спроса на сыры и на сырные продукты в текущем году. Надеюсь, что сыр не сдаст своих позиций.
 

2095 просмотров
Меркурий
Комментарии

Информационные технологии
спреды
эвс
растительное молоко

Подпишитесь на еженедельный дайджест

Пальмовое масло

ATL

Аналитический центр Milknews
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия