Владимир Луцкий, Рогачевский МКК В 2024-2025 годах планируем два крупных проекта по модернизации производства
На прошедших не так давно «Молочных сессиях: Summer edition» Milknews, Союзмолоко и Streda Consulting презентовали рейтинг крупнейших молочных компаний Республики Беларусь, в который вошел в том числе «Рогачевский молочноконсервный комбинат». О том, как развивается предприятие и какие цели перед собой ставит, нам рассказал генеральный директор компании Владимир Луцкий.
Milknews: Вы являетесь экспортоориентированным предприятием. С какими результатами в этом отношении вы закончили 2023 год и какие цели ставите в текущем году?
В. Луцкий: Экспорт (с учетом филиалов) занимает 80% от общего объема реализации продукции комбината. Наибольшая часть в структуре экспорта в 2023 году пришлась на молочные консервы (48,2%). Сливочное масло заняло 15,8%, сыры – 14,9%, СОМ – 14,6%, цельномолочная продукцию – 3,5%.
География нашего экспорта сегодня включает порядка 40 стран, при этом в 2022 году их было около 30. Нашими основными внешнеторговыми партнерами традиционно являются Россия, Казахстан, Грузия, Малайзия, Китай, Армения.
В 2023 году по сравнению с 2022 годом возросли поставки в такие страны как Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Малайзия, ОАЭ – отгрузки возросли в 4,5 раза, в Сирию – в 18,5 раз.
В 2023 году, также, как и на протяжении нескольких последних лет, наше предприятие было отмечено Минсельхозом РФ наградой «Лучшее предприятие» за высокое качество выпускаемой продукции на выставке «ПРОДЭКСПО-2023». Также мы получили диплом лауреата международного дегустационного конкурса «Лучший «Халяль» продукт» за молоко цельное сгущенное с сахаром, диплом народного конкурса-дегустации «Чемпион вкуса» и диплом первой степени на выставке-дегустации «Лучший вкус».
В 2023 году мы приобрели автомат для фасовки и упаковки сливочного масла (два формата упаковки 500 и 1000 грамм). В наш филиал - Калинковичский молочный комбинат - купили оборудование для производства ПЭТ-банки и оборудование для расфасовки сухих молочных продуктов в ПЭТ-банку.
Мы расширяем сеть фирменной торговли предприятия. Так, в декабре 2023 года открылся магазин «Смачный край» в минском ТД «Первый национальный торговый дом».
Основными задачами, стоящими перед предприятием на 2024 год, являются повышение показателей рентабельности и эффективности производственно-хозяйственной деятельности, упрочнение устойчивого положения на рынке, продолжение роста реальной заработной платы персонала.
Стратегической целью компании является прибыльное высокорентабельное производство, ориентированное как на внутренний, так и на внешний рынок, и соответствующее современному уровню развития отрасли.
Также в этом году мы планируем дальнейшее развитие сырьевой зоны комбината и получение от хозяйств молока высокого качества. В связи с этим постоянно проводим мониторинг сырьевой зоны по вопросам улучшения качества поступающего сырья и соблюдения ветеринарно-санитарных правил при производстве молока. Оказываем помощь сельхозпредприятиям для приобретения товаров и материалов, необходимых для получения качественного сырья, закупаем посевной материал в счет будущих расчетов за молоко, производим авансирование хозяйств, а также спонсорскую помощь.
Milknews: Какие проекты по модернизации или вводу новых мощностей вы реализовали за последнее время. Планируете ли инвестиции в новые проекты в ближайшем будущем?
В. Луцкий: Производство комбината постоянно модернизируется, что позволяет увеличивать глубину переработки молока-сырья и расширять ассортимент как по продукции, так и по упаковке.
Мощности всего предприятия позволяют переработать до 2 тыс. т молока-сырья в сутки. Сырьевая зона включает более 100 сельхозпредприятий. Для содействия сельхозпредприятиям в увеличении объемов выпускаемой продукции и обеспечения нас высококачественным молоком комбинат выступил учредителем унитарного предприятия «Рогачёвский МКК-сервис», которое в процессе развития сформировалось в агрохолдинг.
В рамках выполнения госпрограммы импортозамещения мы планомерно проводим работу по максимально возможному переходу на упаковку белорусского производства. Среди примеров – производство жестебанки для молочных консервов из жести белорусского производителя, стеклобутылка для молока, этикетная продукция.
Более того, сегодня мы производим инновационную импортозамещающую продукцию. Так в этом году на нашем филиале – Калинковичском МК –организована расфасовка сухих молочных продуктов в ПЭТ банку по 1 кг, 500 г и 400 г и стик-пакетах по 14 и 25 г.
В рамках программы технической модернизации мы осваиваем продуктовые и технологические инновации. Так на 2024-2025 гг. запланировано два крупных инвестиционных проекта модернизации участков по производству ультрапастеризованных продуктов в асептической упаковке и кисломолочной продукции в ПЭТ.
Milknews: Какие новые продукты вы выпустили на рынок в последнее время, запуск каких новинок у вас в планах?
В. Луцкий: Мы ведем непрерывную работу по расширению ассортимента всех групп выпускаемой продукции, чтобы максимально удовлетворить пожелания потребителей. В 2023 году на головном предприятии ОАО «Рогачёвский МКК» выпустили более 10 видов новой продукции: сухие молочные смеси для производства мороженого (в том числе в домашних условиях), молоко сгущенное с фруктозой, продукт кисломолочный «Снежок», напиток кисломолочный «Айран», сыры плавленые «Чеддер», «Маасдам», «Зелень», «Шампиньоны», «Сливочный» в упаковке по 170/300 г, напиток на основе молочной сыворотки «BIO-РИТМ».
Ведем дальнейшую работу по разработке новых видов продукции с учетом предпочтений потребителей. Речь идет о коктейлях молочных ультрапастеризованных с вкусовым наполнителем «Глясе», «Латте», «Капучино», молоке безлактозном ультрапастеризованном, сливках безлактозных, молоке сгущенном с сахаром безлактозном, молоке с витаминно-минеральным премиксом, ряженке с наполнителями, сыре творожный с наполнителями, также планируем расширить линейку йогуртов.
Milknews: Каковы ваши прогнозы развития белорусского молочного рынка на ближайшее будущее?
В. Луцкий: В краткосрочной перспективе, на наш взгляд, сохранит привлекательность основной рынок сбыта – российский, что обусловлено емкостью и схожестью потребительских предпочтений населения.
Что касается конкуренции на рынке молочных продуктов, то следует отметить тот факт, что отечественные производители, заняв лидирующее положение на белорусском рынке молочной продукции по сравнению с иностранными производителями, столкнулись с не менее сильной конкуренцией со стороны друг друга, а также в связи с высокой степенью насыщения национального рынка молочными продуктами.
На сегодняшний день многие производители все больше расширяют свой ассортимент за счет продуктов, имеющих в глазах покупателей дополнительную ценность: наличие витаминов, полезных фруктовых или биодобавок, удобной и красочной либо экологически чистой упаковки. Все это достигается благодаря внедрению современных технологий, улучшающих качество продукции, обеспечивающих более длительные сроки годности и гарантирующих ее безопасность для потребителя. Одной из составляющих конкурентоспособности белорусских молочных продуктов является их брендовая составляющая.
Таким образом, можно выделить основные тенденции в развитии рынка молочных продуктов на ближайшие годы:
- рост потребления и объема рынка;
- изменение структуры производства и потребления молочных продуктов в пользу более высококачественной продукции;
- появление новых торговых марок.
В условиях увеличения объемов производства молока и насыщения внутреннего рынка молочной продукцией объемы экспорта планируется увеличить.