Разбор 5 привлекательных ниш в условиях дефицита оборудования
Молочный рынок в 2022 году переживает очередной виток трансформации потребительского спроса. Он объясняется в том числе макроэкономическими факторами: одни компании покидают российский рынок, другие вынуждены сокращать линейки, третьи - менять рецептуры. Кроме того, на спрос давят цены, в результате чего на рынке растут только отдельные категории. Наши партнеры из компании UZERMAK, вот уже 22 года поставляющей оборудование в более чем 35 стран мира, рассказывают, на какие продукты стоит обратить внимание в текущей непростой рыночной ситуации.
Экономия стала ключевой покупательской тенденцией 2022 года: 72% покупателей стремятся сэкономить, говорят данные Nielsen IQ. 61% выбирают магазины с более низкими ценами, 50% переключаются на более доступные бренды, а 37% покупают только самое необходимое, сократив расходы на дорогие товары.
Высокая инфляция, рост стоимости жизни, нестабильность экономики, внешнеполитические риски, высокая закредитованность общества - все это стало новыми стресс-факторами, которые заставляют потребителя сокращать расходы. По данным Союзмолоко, тенденции в потреблении молочной продукции в 2022 году смещаются в сторону более доступных категорий под влиянием снижения доходов населения на фоне роста цен и повышенных темпов инфляции.
В результате за январь-июль этого года союз фиксирует падение производства йогурта на 15%, кефира - на 5%, творога - на 8%. В тоже время производство сыра увеличилось на 3%, а продуктов с заменителями молочных жиров - на 8%.
Наш партнер - турецкий производитель оборудования для молочной промышленности компания UZERMAK - рассказывает, на какие ниши стоит обратить внимание, когда многие поставщики ушли с рынка.
1. Крем-чиз, сливочный сыр или творожный сыр
Мировой рынок сливочного сыра, по оценкам аналитиков, достигнет отметки в $6,3 млн в 2022 году. Прогнозируется, что продажи сливочного сыра будут расти устойчивыми темпами в среднем на 4,8% в период с 2022 по 2030 год и составят около $10 млн к концу 2032 года. В мире крупнейшими игроками на рынке остаются Fonterra Food, Arla, Cream of Creams, Galbani, Tatura, Kraft Foods, Organic Valley. Интересно также, что по закону в США сливочный сыр должен содержать не менее 33% жира, тогда как в Великобритании он должен быть минимум 45-65%.
По данным Союзмолоко, в России в 2022 году продажи творожных сыров выросли за первое полугодие на 8%.
Крем-чиз популярен как в рознице, так и в сегменте HoReCa - активно используется в приготовлении роллов, кондитерских изделий, подходит тем, кто не переносит лактозу, часто заменяет сливочное масло как менее жирный и более нежный и пикантный по вкусу продукт. Аналитики прогнозируют, что рост рынка полуфабрикатов, развитие HoReCa, в том числе фаст-фуда, рост городского населения - все это будет способствовать развитию категории в мире.
Эксперты компании UZERMAK подчеркивают, что в России сегодня это один из самых высокомаржинальных продуктов. Для производства крем-чиза компания предлагает многофункциональные варочные миксеры, обладающие функциями смешивания, измельчения, гомогенизации, эмульгирования, варки под прямым паром и через паровую рубашку, вакуумирования и охлаждения.
2. Натуральные плавленые сыры
В 2021 финансовом году рынок плавленых сыров достиг оценки в $17,76 млрд, и, вероятно, в 2022 году темпы роста в годовом исчислении составят 4%. По итогам года аналитики Fact.MR ожидают, что рынок вырастет до $18,51 млрд. Кроме того, эксперты считают, что сегмент в 2022–2032 годов будет увеличиваться на 4,2% ежегодно и достигнет $27,92 млрд к концу периода.
В мире категория плавленых сыров традиционно шире и разнообразнее, чем в России. Несмотря на то, что на мировом рынке плавленый сыр представлен теми же категориями, - ломтевой, пастообразный, брусовой, в виде цилиндров, спредов и тд, сами виды сыров, которые плавят, гораздо разнообразнее - это не только чеддер, моцарелла, но и сыры с плесенью. Сегодня лидерами индустрии являются Almarai Company, Associated Milk Producers Inc., Amul, Arla Foods amba, Britannia Industries Ltd., Fonterra Co-operative Group Ltd., Bel Group, The Kraft Heinz Co., Groupe Lactalis, Saputo Inc., Savencia SA.
Основной объем мирового экспорта пришелся на поставки прочих сыров, в том числе для производства плавленых сыров — 58,8% (;19,5 млрд). Доля молодых сыров составила 23%, плавленых — 8,3% и тертых — 8,1%. На долю мирового экспорта сыра с плесенью в 2020 году приходилось 1,9%.
Сегмент плавленых сыров продолжает динамично развиваться во всем мире за счет развития системы питания вне дома и готовых продуктов, особенно в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки, что открывает для России широкие экспортные возможности.
Внутреннее производство плавленого сыра продолжает расти: если в 2013 году Россия выпускала 92 тыс. т сыра в год, то в 2021 году - уже 134,5 тыс. т.
Эксперты компании UZERMAK называют категорию натуральных плавленых сыров одним из самых привлекательных на сегодняшний день сегментов в отрасли: в условиях сокращения доходов населения, развития фастфуд сети и точек недорогого питания эта категория будет как никогда отвечать потребностям потребителя. Оборудование для производства сыра, которое продолжает стабильно поставляться в Россию, вы можете найти здесь.
3. Сыры группы паста филата - моцарелла, проволоне, сулугуни, качокавалло
Традиционная итальянская группа сыров паста филата сегодня одна из самых популярных и быстрорастущих в мире, в нее входят сыры моцарелла, кашкавал, качокавалло, проволоне и другие. На продажи этих сыров положительно влияет распространение европейских кулинарных традиций за пределы ЕС, в первую очередь в страны Юго-Восточной Азии. Это касается пиццы и других блюд c сыром моцарелла.
По оценкам Data Bridge Market Research, рынок сыра паста филата будет расти со скоростью 2% в период с 2021 по 2028 год и, как ожидается, достигнет $65,01 млрд к 2028 году.
Рынок моцареллы и итальянских сыров в России, по словам генерального директора Streda Consulting Алексея Груздева, интересный, хоть и высококонкурентный. Здесь работают такие крупные игроки с сильными брендами и развитой системой дистрибуции, как компании Lactalis, Unagrande Company и «Мультипро» (“Туровский молочный комбинат”). Россия также активно поставляет сыры паста филата на экспорт. Большую часть продукции российских экспортеров покупает Казахстан (более 62%).
В России в 2022 году несмотря на снижение натуральных продаж моцареллы на 4% с начала года, в денежном выражении продажи увеличиваются, а рынок может начать восстанавливаться за счет снятия ковидных ограничений с сегмента HoReCa, подчеркивают специалисты UZERMAK. Cыроизготовители и плавители-стретчеры для производства сыров группы паста филата вы можете найти здесь.
4. Кондитерские наполнители
На тех же многофункциональных миксерах UZERMAK вы можете делать кондитерские наполнители. Это продукты на основе растительных и животных жиров с добавлением сухого молока, которые используются для начинок или декора в кондитерской промышленности, в производстве мороженого, сегменте HoReCа.
Производство кондитерских изделий в 2021 году в России составило 3,9 млн т, что на 1,6% превышает показатель прошлого года, сообщает Росстат. Ассоциация предприятий кондитерской промышленности "Асконд" прогнозирует, что объем рынка в 2022 году сохранится. Это направление остается крайне привлекательным для экспорта: за последние четыре года объем поставок вырос на 56%. В прошлом году он составил $1,6 млрд. Поставки ингредиентов для кондитерского рынка - одна из ниш, сохраняющих свою привлекательность в период турбулентности, уверены аналитики UZERMAK.
5. Продукты с заменителем молочных жиров - имитации и аналоги сыров
По данным Союзмолоко, с начала 2022 года производство продуктов, произведенных по технологии сыра (задекларированных как продукты с содержанием молочного жира более 50%), выросла на 8%, в то время как производство сыров - лишь на 2%. Аналитики союза отмечают, что тенденции в потреблении молочной продукции в 2022 г. смещаются в сторону более доступных категорий.
Дальнейшее снижение доходов населения будет способствовать дальнейшему росту спроса на продукты с заменителем молочных жиров, особенно в сегменте HoReCa.
С чем столкнулись сегодня поставщики?
Глава российского представительства UZERMAK Игорь Лавренов отмечает, что с начала года отрасль столкнулась с беспрецедентными вызовами, связанными с разрушением привычных логистических связей и партнерств. Это вынудило инвесторов по-новому взглянуть на устройство бизнес-процессов.
С февраля против России ввели санкции 48 государств, прежде всего, страны ЕС, Северной Америки, Австралия и Океания, Южная Корея и Япония. Товарооборот с этими странами в 2021 году достигал 426 млрд руб., что составляет 54% от общего товарооборота. При этом 70% техники и оборудования для перерабатывающей промышленности приходилась на так называемые “недружественные страны”, упаковка и ее основные элементы – 50%.
К октябрю большинство рисков были купированы за счет поиска новых поставщиков и альтернативных решений.
- Сегодня мы видим, что отсутствие диверсификации в поставках оборудования и отработанной альтернативной базы поставщиков крайне губительно для бизнеса и чревато остановкой не только новых инвестпроектов, но и проблемами со стабильностью производства на текущих мощностях, - говорит Лавренов.
По его словам, главный урок 2022 года для молочного бизнеса - не замыкать поставки оборудования на одном поставщике и постоянно находится в поиске новых вариантов, посещать выставки альтернативных регионов и заставлять персонал рассматривать аналоги и альтернативы.
Познакомиться с оборудованием UZERMAK и специалистами компании можно на стенде FF001 выставки “Агропродмаш”.
https://uzermak.ru/catalog/molochnaja/
бизнес