Обзор Что нужно знать российским молочникам об экспорте в Иорданию
По данным Минсельхоза, российская сельхозпродукция поставляется в 157 государств мира. Наиболее привлекательными для российских экспортеров считаются сейчас страны Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока. Еще в январе 2018 года на встрече главы Минсельхоза с послом Иордании в России было заявлено, что наша страна заинтересована в увеличении экспорта молочной продукции в эту ближневосточную страну. Однако никаких практических шагов в этом направлении сделано не было, соответственно после 2016 года наша страна не поставляла молочную продукцию в Иорданию.
Несмотря на то, что по данным 2017 года самообеспеченность Иордании свежим молоком достигает 100%, стране могут быть интересны российские молочные продукты. По материалам «Агроэкспорта» Milknews подготовил обзор экспортного потенциала Иордании, трендов рынка и практических советов для потенциальных экспортеров молочной продукции.
АПК и продовольственный сектор
Иорданское Хашимитское Королевство (Иордания) – небольшая по площади страна в западной Азии с ограниченным выходом к морю. Государство расположено на стыке трех континентов: Азии, Африки и Европы. Несмотря на гражданскую войну в соседней Сирии, Иордании удается сохранять политическую стабильность.
Рост населения Иордании составляет 2,9% в год, что соответствует ежегодному увеличению количества потребителей в стране на четверть миллиона. Согласно прогнозам, к 2030 г. численность населения в стране превысит 11 млн человек. В Иордании наблюдается высокий уровень урбанизации: 91% населения проживает в городских районах; ежегодный рост показателя урбанизации составляет 2,4% (оценка за 2015-2020 гг.).
Доля задействованных в сельском хозяйстве земельных ресурсов составляет 11,5%, из них на пахотные земли приходится 2% землепользования, на многолетние культуры – 1%, на постоянные пастбища – 8,5%. В 2019 году сельхозпроизводство составило около 3% ВВП. В АПК страны занято, по некоторым оценкам, 2-3% рабочей силы (или около 62 тыс. человек). Внутреннее сельскохозяйственное производство обеспечивает лишь небольшую долю продовольственного снабжения страны.
В Иордании насчитывается 4 000 предприятий пищевой промышленности, 5% которых имеют ежегодный оборот 500 000 иорданских динаров (около $705 000) и более. Все предприятия сталкиваются с большим конкурентным давлением со стороны импорта. Большинство предприятий специализируются на производстве хлебобулочных изделий, готовых продуктов питания и молочных продуктов, в основном упакованных и обработанных. Мелкие переработчики специализируются на производстве свежей выпечки и молочных продуктов. Наблюдается рост сегмента готовых продуктов питания и мяса (баранины) на экспорт.
Источник: "Агроэкспорт"
Объем сектора розничной торговли продуктами питания Иордании составляет примерно $2,3 млрд и может увеличиться на 3-5% в течение следующих пяти лет. Среди потребителей с высоким уровнем доходов наблюдается повышенный спрос на импортные продукты, в то время как потребители со средними и ниже среднего доходами отдают предпочтение продуктам, произведенным внутри страны.
Продажи в секторе розничной торговли увеличиваются как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Гипермаркеты, предлагающие более низкие цены и широкий ассортимент продуктов, вытесняют традиционные магазины и предприятия розничной торговли. Тем не менее традиционные торговые точки до сих пор преобладают: их доля составляет 85% от суммарного числа объектов торговли и 90% от совокупного объема продаж. В стране популярны почтовые и интернет-заказы продовольствия.
Потребительские предпочтения
Потребительские предпочтения иорданцев все более соответствуют западным. В Иордании – стране с 10,5 млн потребителей – наблюдается растущий спрос на разнообразные зарубежные продовольственные и сельскохозяйственные продукты высокого качества с привлекательной упаковкой и четкой маркировкой. Среди потребителей с уровнем дохода выше среднего пользуются спросом кондитерские изделия и продукты питания премиум-класса.
Иорданский рынок традиционно чувствителен к цене ввиду высокой безработицы (19%) и снижения уровня располагаемых доходов, однако привычки и поведение потребителей постепенно меняются. Стремление молодых иорданцев (от 15 до 32 лет) к покупкам продукции мировых брендов растет, как и их внимание к глобальным потребительским трендам. Численность данной категории населения велика, поэтому несмотря на невысокие доходы ее представителей, на нее приходится наибольшая доля валового дохода.
Сети супермаркетов, ориентированные на потребителей со средним и высоким уровнем дохода, являются основным каналом сбыта импортных продовольственных товаров. Ожидается, что до 2030 года наибольший спрос на престижные товары и услуги будут предъявлять иорданцы с высоким уровнем дохода (более $150 000 в год). Средние расходы домохозяйств в Аммане высоки: в 2016 году они составили $39 000 для домохозяйств с высоким уровнем дохода (при этом ~20% дискреционных расходов пришлось на покупку продуктов питания). Домохозяйства со средним уровнем дохода тратили $14 000 (покупка продуктов питания составила ~40% дискреционных расходов). В Иордании насчитывается около 677 000 домохозяйств среднего класса (оценка 2018 г.), что составляет около трети от общего числа домохозяйств. Экономически активное население составляет около 6,2 млн человек, или ~61% от общей численности населения (включая беженцев). По оценкам службы сельского хозяйства зарубежных стран USDA, численность среднего класса Иордании составляет 2,0-2,2 млн человек. Средний размер иорданской семьи – 4,8 человека.
Источник: "Агроэкспорт"
Советы для экспортеров
Экспортерам рекомендуется наладить деловые отношения с иорданскими импортерами или дистрибьюторами. Иорданские компании лучше ориентируются в местных правилах и цепочках поставок, имеют связи с ритейлерами, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, гостиницами, ресторанами и институциональными учреждениями.
Рынок Иордании имеет довольно простую структуру. Импортерами выступают предприятия пищевой промышленности, производители и (или) агенты / дистрибьюторы продуктов питания, а также вертикально интегрированные компании, импортирующие широкий спектр продуктов питания. Крупные предприятия закупают продукцию напрямую у экспортеров для гарантии низкой цены, бесперебойных поставок и безопасности продукции. Агенты / дистрибьюторы поставляют продукцию предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности. Для экспортеров важно сотрудничать с иорданскими предприятиями, разбирающимися в специфике отдельных товарных рынков.
Что касается таможенного оформления ввозимой в Иорданию продукции, Закон о таможне 1998 г. (статья 31) и поправки к нему устанавливают, что все таможенные декларации должны включать следующее (таможня Иордании оставляет за собой право запрашивать дополнительную документацию):
- Морской коносамент или авианакладную.
- Счет-фактуру с указанием стоимости, веса, фрахта и страховых сборов. Все счета-фактуры требуют иорданского дипломатического / консульского заверения. В случае отсутствия последнего директор Таможенной службы Иордании уполномочен принять заверение от торговой палаты страны экспорта. Счета-фактуры должны содержать описание продукта на арабском языке.
- Нотариально заверенный сертификат о происхождении товара, выданный компетентным органом страны-экспортера;
- Форму декларации таможенной стоимости товара для поставок, превышающих 2 000 JOD ( около $ 2 821).
Таможенное законодательство Иордании (1999 г.) с поправками, внесенными в марте 2000 г., включает соответствующие требованиям ВТО критерии таможенной оценки стоимости, основанные на заверенных счетах-фактурах. Повышенная прозрачность таможенных процедур ограничивает субъективизм при оценке стоимости, но при этом допускает возможность ее занижения.
Таможенное управление Иордании проводит оценку таможенной стоимости по базису CIF (стоимость, страхование, фрахт). Счета-фактуры должны быть переведены в иорданские динары по официальному курсу. В отдельных случаях таможня Иордании учитывает экспортные скидки при таможенной оценке стоимости.
Как импортные продукты, так и товары внутреннего производства облагаются 16,0% налогом на добавленную стоимость (НДС). Сельскохозяйственная и фармацевтическая продукция освобождается от этого налога. Главное налоговое управление Иордании взимает специальный налог с продаж отдельных товаров (таких как табачные изделия и алкогольные напитки) в дополнение к общему налогу с продаж (13,0%). Неосновные продукты питания облагаются общим налогом с продаж, составляющим 4,0%.
Для некоторых товаров требуется предварительный таможенный контроль (до ввоза), который действует как лицензия на импорт. Такие лицензии выдаются Министерством сельского хозяйства, Министерством здравоохранения и Министерством промышленности, торговли и снабжения Иордании.
Министерство сельского хозяйства выдает предварительные разрешения на ввоз живых животных, свежей / охлажденной / замороженной говядины и мясопродуктов, бальзамированных диких животных, замороженной спермы животных и молочной продукции.
Министерство промышленности, торговли и снабжения контролирует выдачу предварительных разрешений на импорт ячменя, риса, пшеницы, муки, сахара и кукурузы.
Министерство здравоохранения выдает предварительные разрешения на импорт лекарств и антибиотиков, спортивных пищевых добавок, бромистого калия, пищевых красителей, мороженого и детского питания. В случае отказа допускается апелляция.
Лицензии на импорт (действительны в течение года) требуются для ввоза:
- некоммерческих поставок, превышающих 2 000 JOD (~$ 2 821);
- печенья всех видов;
- минеральной воды;
- сухого молока для промышленного использования;
- товаров, требующих предварительного разрешения на ввоз от соответствующих органов власти.
Для упрощения процедур таможенного оформления в Иордании используется цифровая система управления таможней ASYCUDA. Министерство сельского хозяйства страны вместе с Управлением продовольственного и лекарственного обеспечения и Таможенным управлением образуют пограничный комитет, который проверяет поступающие поставки продовольствия и сельскохозяйственной продукции. Товары с разрешением на временный ввоз, нерастаможенные товары, а также товары, попадающие под действие Закона о поощрении инвестиций, освобождаются от импортного лицензирования.
Импортируемые продовольственные и сельскохозяйственные товары подлежат проверке и лабораторной экспертизе, если они предназначены для потребления человеком. Практически все готовые продукты питания проходят лабораторную проверку на границе. Управление продовольственного и лекарственного обеспечения Иордании дополнительно проверяет продовольственные товары у оптовых и розничных продавцов. Представитель Управления имеет право на доступ в любую точку (хранения или сбыта) предприятия для сбора проб для тестирования. Если продукт не соответствует техническим требованиям и признан непригодным для потребления человеком, он подлежит изъятию и уничтожению.
Импортируемая продукция должна соответствовать требованиям к этикетке и маркировке иорданской Организации по стандартизации и метрологии. Экспортерам целесообразно запросить у импортирующей стороны заверенную копию последнего иорданского стандарта для экспортируемого продукта, поскольку несоблюдение данного стандарта может привести к отклонению партии товара.
Иорданская Организация по стандартам и метрологии также регулирует ввоз пищевых добавок. Допустимыми добавками являются те добавки (с учетом их содержания в конечном продукте), которые утверждены комиссией Кодекса Алиментариус (Codex Alimentarius). Технические стандарты на пищевые продукты содержат четкие перечни пищевых добавок и допустимых норм их использования. Ознакомление со стандартами необходимо для удостоверения, что ввозимые добавки разрешены к импорту Иорданией.
Для этикеток на иностранном языке требуется перевод на арабский язык. Несоответствие в переводе может привести к отклонению партии товара. Арабская этикетка должна быть напечатана или наклеена на упаковку. На изделиях не может быть указано более одной даты изготовления или срока годности. Стирание, вычеркивание или изменение надписей не допускается.
Указание пищевой ценности продукта обязательно для отдельных категорий продуктов питания, например, для детских смесей и диетических продуктов. Этикетка должна содержать наименование продукта, название и адрес производителя, вес нетто, содержание питательных веществ, номер партии и срок годности товара. Неоднозначность маркировки может привести к отклонению партии товара. Информация о маркировке и упаковке пищевых продуктов предоставляется Министерством здравоохранения и Организацией по стандартам и метрологии Иордании.
Перспективы экспорта
Иордания испытывает негативные последствия гражданской войны в Сирии и иракского кризиса: увеличивается поток беженцев в страну (в т.ч. 1,3 млн сирийцев); торговля страдает от политической нестабильности Сирии и Ирака – традиционно крупнейших экспортных рынков Иордании. Низкая ликвидность внутреннего рынка ведет к снижению импортного спроса на широкий спектр товаров и услуг. Иордания на 98% зависит от импорта продовольствия.
Источник: "Агроэкспорт"
Соглашение о свободной торговле между США и Иорданией создает благоприятные условия для американского экспорта продуктов питания. В то же время товары из США сталкиваются с конкуренцией со стороны близлежащих стран. Экспорт продуктов питания и сельскохозяйственной продукции США в Иорданию в 2019 году (с января по октябрь) составил $185 млн, что на 11% больше по сравнению с показателем 2018 года Основными товарными группами, поставляемыми из США, являются рис, орехи, говядина, сыры и полуфабрикаты.
Сыр американского происхождения, премиальная говядина (стейки) и продукты из говядины, а также орехи и сухие завтраки обладают значительным потенциалом роста. Все большей популярностью пользуются американские кондитерские изделия, однако принятый в 2018 г. Иорданией запрет на продажу продуктов, содержащих генетически модифицированные ингредиенты, препятствует развитию этого направления. Другим ограничением в отношении США являются действующие импортные квоты на части куриных тушек (в т.ч. куриные окорочка).
В Иордании наблюдается интерес к продуктам питания западного образца. Иорданцы хотят видеть большее разнообразие зарубежных продовольственных и сельскохозяйственных продуктов высокого качества с привлекательной упаковкой и четкой маркировкой. Свежая и замороженная говядина и мясные продукты американского происхождения, молочные продукты (особенно сыры Среднего Запада США), мясо птицы, орехи, фасованные зернобобовые, фасованный рис и готовые к употреблению продукты питания пользуются высоким спросом. Среди потребителей с высоким уровнем дохода востребованы продукты питания премиум-класса и кондитерские изделия.
Автор: Роман Рожков
Теги: Молоко экспорт