Обзор: Рынок козьего молока в России и мире
В России продукты из козьего молока остаются достаточно узкой нишевой категорией, основной ассортимент которой можно найти только в премиальных розничных магазинах, в то время как в Европе культура потребления козьих сыров имеет большую историю, а сама категория занимает устойчивую позицию на рынке. Milknews сравнил российский и западный рынки козьего молока и узнал, какие перспективы и угрозы есть у этого сегмента рынка.
Козье молоко, сыр и детское питание
Козоводство как отрасль интенсивно развивается как в России, так и во всем мире: из года в год стабильные цифры прироста показывают и производство, и переработка, и потребление. Тем не менее, по словам Директора аналитического департамента Союзмолоко Алексея Воронина, эта категория не может в полной мере конкурировать с коровьим молоком и в среднесрочной перспективе останется нишевой, поскольку готовая продукция из козьего молока считается премиальной и пользуется спросом в основном как гипоаллергенная и низколактозная молочная продукция. При этом, по мнению эксперта, продукция из козьего молока обладает высоким потенциалом развития, прежде всего, в сырах и детском питании.
Из козьего молока производят твердые и смешанные сыры, а также основы смесей для детского питания, и в Европе еще с начала XX века козье молоко официально признано высокодиетическим продуктом, который рекомендуют при дефиците кальция и непереносимости лактозы.
В мире
Мировой рынок козьего молока в последние годы показывает интересные тренды: в развивающихся странах, которые являются основными производителями, объемы стагнируют или медленно падают, в то время как страны ЕС и Океания активно наращивают производство. Если посмотреть на общую картину, можно сделать вывод, что козоводство популярно не только в странах с низкими доходами населения, но и в странах с развитой культурой потребления молочных продуктов.
По данным ФАО ООН, в 2017 году общее производство козьего молока составило 18,7 млн тонн, из которых больше 6 млн было получено в Индии. Другими крупнейшими производителями наряду с Индией являются Бангладеш, Судан и Пакистан, всего на страны Африки и Азии приходится 75% всех производимых объемов козьего молока в мире.
В целом, за пять лет производство козьего молока в мире увеличилось более чем на 1,6 млн тонн, и в последние годы динамика только растет - если в 2014 году она составляла около 1%, то по итогам 2017 она выросла до 4%.
Несмотря на то, что среди европейских стран в топ-15 производителей входят только Франция, Испания и Греция, переработка козьего молока в ЕС развита сильнее, чем на других рынках. Основным готовым продуктом является козий сыр: например, Франция ежегодно производит 107 тысяч тонн этого продукта, что составляет почти 19% от мирового объема, а прирост переработки за 2018 год составил целых 12%. Несмотря на это, размер поголовья в стране составляет всего 10% от общего количества коз в Европе.
Дополнительное сырье для переработки поставляет Румыния, на рынке козьего молока она является страной-фермой, производящей около 250 тысяч тонн сырья в год, но почти не имеющей собственной переработки.
В России
По данным Streda Consulting, в России производится около 256 тысяч тонн козьего молока в год, и объем производства медленно растет. По данным Росстата, поголовье коз в России второй год подряд составляет около 2,05 млн голов, однако с 2012 года оно незначительно снизилось, сократившись на 0,6%. В крестьянско-фермерских хозяйствах и сельхозорганизациях содержится около 22% общего поголовья, а основная часть коз содержится в ЛПХ. По оценкам экспертов, из общего числа голов доля молочных коз составляет не более 30%.
Всего в стране существует около двух десятков крупнотоварных козьих ферм, имеющих поголовье более тысячи коз. Крупнейшим производителем является объединение “Лукоз”, производящее более 2,5 тысяч тонн сырья в год, другими крупными игроками с собственными фермами являются УГМК-Агро, “Красная горка” и “Приневское”.
Основные участники рынка реализуют инвестпроекты в козоводстве, планируя увеличивать поголовье и наращивать мощности. Так, “Лукоз” планирует увеличить поголовье с 10 до 30 тысяч коз, а УГМК-Агро - с 1300 до 12 тысяч. Одновременно с этим, планируется и расширение российских мощностей переработки: “Красная горка” планирует нарастить производство козьих и коровьих сыров с 4 до 9 тонн в месяц, а КМК “Надеждинский” инвестирует 500 млн рублей в новый завод. По заявлению руководства, мощность перерабатывающего предприятия составит 2 тысячи тонн молока в сутки, что позволит выпускать около 200 тонн сыра в год.
Несмотря на развитие рынка козьего молока, потребление в России остается крайне низким. Оно составляет менее 0,1 кг на человека в год: для сравнения, в Голландии, например, на человека приходится по 20 литров козьего молока в год. Розничный рынок категории оценивается в 1 млрд рублей, Euromonitor прогнозирует, что к 2024 году продажи козьего молока могут превысить 1,41 млрд руб.
На рынке детского питания смеси на основе из козьего молока также имеют большой потенциал, учитывая, что за четыре года импорт детских смесей на основе козьего молока увеличился на 12%, а рынок гипоаллергенных смесей объемом 2 млрд рублей фактически поделен между двумя крупными игроками (Kabrita и Nanny).
Возможности и угрозы
Рынок медленно растет, и перспективы есть как с точки зрения увеличения производства, так и потребления. Козье молоко может выиграть из-за роста популярности альтернатив коровьему молоку, поскольку также подходит людям с непереносимостью лактозы. Кроме того, производство гипоаллергенных смесей на основе козьего молока также имеет перспективы благодаря существующему потенциалу развития российского рынка детского питания, а в Китае эта категория имеет быстро растущий спрос, что в дальнейшем может стать преимуществом для экспортеров.
Тем не менее, у рынка остаются и слабые стороны: в первую очередь, связанные с санкциями. В случае их отмены, российские производители столкнутся с невозможностью конкурировать с мировыми игроками, в первую очередь, европейскими. Продукцию из козьего молока трудно реализовать в сетях, что связано как с низкими объемами производства в России, так и с низкими доходами населения. А китайский рынок пока что остается закрытым для российских компаний, и даже в случае открытия поставок отечественным переработчикам придется конкурировать с ведущими мировыми лидерами.
Теги: Россия Молоко козоводство