Разбор: Как молочная индустрия может угодить Грете Тунберг
Выступление Греты Тунберг на сессии ООН по экологии разделило общество: одни услышали в её словах тревогу за будущее планеты, другие – фанатизм или сговор лоббистов. Однако, несмотря на поляризацию мнений, ей удалось вернуть вопросы сохранения природы в актуальную повестку дня. Milknews составило список лучших экологических практик, используемых, в том числе, и молочными предприятиями.
Ответственней подходить к рабочим процессам
Молочную промышленность обычно не причисляют к «грязным» сферам производства, однако это не значит, что она не оказывает влияние на окружающую среду. В первую очередь, речь идёт о парниковых газах, которые выделяются в атмосферу в ходе жизнедеятельности коров и обработки навоза. Перевыпас коров и расчистка земель под пастбища приводит к обезлесению, а чрезмерное удобрение земель – к цветению воды в близлежащих водоёмах.
Всемирный фонд дикой природы отмечает, что вред природе приносят не сами молочные предприятия, а порочные практики, которые применяются на некоторых из них. Пересмотрев агрокультурные процессы на производстве, можно существенно снизить негативное влияние. Более того, правильная организация выпаса скота и использование навоза на удобрения способны восстанавливать среду обитания.
Выбирать «зелёных» поставщиков упаковки
Картонная упаковка для молока и кефира была изобретена ещё в 1940-х годах. С момента её внедрения производители экспериментируют не только с формами, но и с материалами и сферами применения.
Британская компания Vegware специализируется на производстве одноразовой упаковки из сырья, полученного из ответственных источников. Недавно производитель представил свой первый картонный продукт, предназначенный для молочной продукции – картонные стаканчики для джелато объемом 120 мл. Одноразовые креманки для мороженого имеют внутреннюю оболочку из поликатида – биоразлагаемого полимера на базе молочной кислоты.
Интересно, что упаковка, которая исторически предназначалась для молочных продуктов, обретает новую жизнь в других пищевых категориях. Производители принимают такое решение именно как вклад в сохранение окружающей среды. В качестве примера можно назвать производителя Just Goods, который разливает воду в «кефирные» картонные бутылки по 500 мл с крышками из ПЭНД. Бутилированную воду под брендом Just Water покупают как индивидуальные потребители, так и компании, стремящиеся снизить негативное влияние на природу. В частности, Norwegian Cruise Line, занимающая третье место в списке крупнейших круизных компаний, планирует к 2020 году избавиться от пластиковых бутылок на всех своих судах.
Возвращаться к стеклянным бутылкам
Несмотря на биоразлагаемую натуру современной картонной тары, стекло остаётся одним из наиболее экологичных вариантов для молочной промышленности. Стеклянные бутылки и банки не только поддаются переработке, но и могут многократно использоваться без потери свойств.
Мода на традиционную тару, вернувшаяся в последние годы, позволяет сочетать экологичное производство с повышением дохода. В Великобритании, Австралии и Новой Зеландии классические бутылки стали признаком «настоящего», фермерского молока. Малые производители молока сообщают, что с переходом на стекло продажи вырастают на 15%.
Повышенный интерес к стеклянной таре распространяется и на магазины, в которых установлены автоматы по розливу молока. Молокоматы позволяют покупателям наливать продукт в свою тару. Пол Эллис, предприниматель из Уэльса, пошёл дальше: у молокомата, установленного в его магазине Siop Ellis Spar, можно купить пустые стеклянные бутылки.
Не бояться небольших объёмов продукта
Некоторые решения по снижению экологического следа могут на первый взгляд показаться абсурдными. В их числе – использование тары, рассчитанной на одну порцию продукта.
Предложение, озвученное компанией Stanpac, идёт в разрез с логикой больших «экономичных упаковок»: казалось бы, переход на малую тару только увеличит объём отходов. Однако при оценке влияния на среду стоит учитывать не только тару, но и испортившиеся остатки товара. Молоко в большой упаковке зачастую хранится в холодильнике дольше, чем надо, и в конечном итоге покупателю приходится выкидывать пропавшие остатки. Индивидуализация объёма упаковки, по сообщению Stanpac, позволяет покупателям лучше контролировать потребление продукта.
Оценивать возможность переработки, а не процент пластика
Компании, желающие перейти на экологичную упаковку, должны ориентироваться не на один только объём используемого пластика. Некоторые виды упаковки содержат в себе меньше пластмасс, но при этом не поддаются переработке.
Британская сеть магазинов Sainsbury’s, которая планирует к 2025 году вдвое сократить объём пластиковой упаковки на полках, подверглась критике со стороны экспертов. Речь идёт о решении продавать молоко не в бутылках, а в пластиковых пакетах. Хелен Бёрд, член экспертной группы Wrap, отметила в разговоре с Би-би-си, что пластиковые бутылки активно перерабатываются на всей территории Великобритании. Современные технологии пока не позволяют пустить пакет из-под молока в сырьё.
«Такие решения не должны приниматься на скорую руку. Чтобы добиться поставленных целей, нужно достичь значительного уровня инновационности», отметила эксперт.
Автор: Юрий Литвиненко
Теги: торговля экология Юрий Литвиненко