Эконива семена

Обзор Как развивается ниша сырных закусок к вину


В 2020 году выросло потребление алкоголя, по данным NielsenIQ. Розничные продажи его увеличивались из-за того, что просел сектор HoReCa, и люди стали покупать спиртные напитки в магазинах, кроме того, потребители «запивали» стресс, вызванный последствиями пандемии, отмечается в исследовании. Вместе с ростом продаж алкоголя аналитики отмечали в прошлом году и увеличение потребления закусок к нему. И некоторые предприятия, в том числе, производители и продавцы сыров, уже успешно «оседлали» этот тренд. Как развивается ниша сырных закусок к вину, Milknews рассказал в новом материале.

 Россияне становятся гурманами

Продажи алкоголя в магазинах в 2020 году в денежном выражении выросли на 6,1% против 4,2% годом ранее. Продажи пива выросли на 4,4% до 674 млн дал, пивных напитков - на 2,8% до 77,4 млн дал, хотя годом ранее они сокращались. В категории слабоалкогольных напитков существенно вырос сидр, медовуха и пуаре, показатели этих продуктов увеличились на 10,7% до 7,4 дал, годом ранее они также показывали падение. Продажи джина увеличились на 57%, рома - на 21,6%, что эксперты NielsenIQ связывают с новым трендом на приготовление коктейлей дома. Продажи водки выросли незначительно - на 0,4% до 73,7 млн дал. Потребление вина в 2020 году сократилось на 9,5%, об этом сообщал “Агроэкспорт”. 

Культура употребления алкоголя в России меняется, отмечает старший консультант компании «НЭО Центр» Анастасия Сысоева.

- Это выражается как в увеличении доли вин и других благородных напитков в общей структуре потребления, так и в расширении ассортимента закусок, с которыми эти напитки употребляют. В частности, если говорить про вино, то несколько лет назад в дополнение к традиционным фруктам и мясным нарезкам, которые, как правило, приобретались вместе с этим напитком, в торговых сетях появились сырные закуски. 

Директор по корпоративным коммуникациям «ПиР Продукт» Юрий Власенко отмечает, что в некоторых странах есть сыры, которые изготавливаются как закуска к алкоголю. Например, в Чехии производятся оломоуцкие сырки, считающиеся идеальной закуской к пиву. 

- Что касается России, то это у нас, как правило, любые деликатесные сыры - выдержанные, с белой или голубой плесенью обычно выбирают в пару к вину, а сыр чечил (косичка) приобретается к пиву. Все эти продукты доступны на российском рынке. 

Сыр в России - это главным образом продукт для завтрака, и сочетают его не с вином, а скорее с утренней чашкой чая или кофе, отмечает представитель группы компаний «Фудлэнд».

- Однако время не стоит на месте, рынок развивается, и российские производители сыра, в том числе и наши производственные предприятия (Еланский и Семикаракорский сыродельные комбинаты), готовы предложить сыры из разряда специалитетов, по качеству не уступающие многим известным европейским маркам. Наша компания, будучи одним из крупнейших участников рынка сыров в России, направляет усилия на правильную выкладку и оформление полок магазинов, обучение персонала торговых сетей и информирование потребителей.

Сырный сомелье с 2014 года, руководитель федеральной сети сырных лавок «Сырный сомелье» Александр Крупецков отмечает, что большинство покупателей сети приобретают сыр как отдельное блюдо, а не дополнение к бутербродам. Причем именно как праздничное блюдо, которое подается к вину.

- Сыр является классическим дополнением к вину. К более крепким и насыщенным подходит копчёная группа, к напиткам с менее выраженным вкусом – традиционная. Например, с терпким красным вином отлично гармонирует чечил копчёный, а с лёгким просекко – сулугуни. С шампанским гастрономическую пару создаёт адыгейский с вареньем, мёдом и орехами. С точки зрения классического вкуса, то как закуска к легким алкогольным напиткам предполагается снековая линейка: «Охотничий», «Спагетти», «Косичка». Последние два сыра мы производим в копченом и традиционном вариантах. Впрочем, сочетать можно по-разному, кому как нравится, - рассказывает гендиректор ОАО Молзавод «Гиагинский» Шамиль Гусейнов.

По его словам, на снековую линейку наблюдается устойчивый спрос, и связан он с некоторыми факторами. 

- Во-первых, открывается всё больше специализированных магазинов, где сыр заказывают как закуску к напиткам, причём не только к алкогольным, но и к квасу, лимонаду, ситро. Во-вторых, тенденция ЗОЖ диктует определенный рацион. Снеки здесь выступают полезным перекусом, которым удобно утолить голод на ходу. В-третьих, начался сезон дач и пикников, отпусков, поэтому мы тоже заметим увеличение спроса, - поясняет руководитель «Гиагинского». 

Закуска на тарелке

Часто предлагаемые на российском рынке закуски в сырной категории представляют собой сырные тарелки — уже нарезанные и готовые к употреблению несколько видов сыра в сочетании с другими снеками – орехами или сухофруктами, а также с соусами – например, медом, говорит Анастасия Сысоева. 

- Обычно в ассортимент таких сырных тарелок входят козий сыр, мягкие сыры (бри или камамбер), полумягкие сыры (брик), голубой ароматный сыр (рокфор, стилтон, горгонзола), твердые сыры.

Юрий Власенко отмечает, что сырные и сырно-мясные тарелки, которые приобретаются в качестве закусок к вину или другим напиткам, продаются на российском рынке уже несколько лет.

- Традиционно, в такие наборы входит 4-5 видов сыра: с нежной структурой, например, маасдам, с более выдержанной, например, комте, а также сыры с белой и голубой плесенью. К слову, употреблять их лучше в таком порядке. Кроме того, в сырные тарелки зачастую добавляют орехи и соусы, например, сладкую горчицу.

Эксперт добавляет, что сырные тарелки могут изготавливаться как непосредственно под торговой маркой производителей сыров, так и под собственной торговой маркой ритейлеров. Например, такие наборы под своим брендом выпускала сеть магазинов «Красное&Белое». 

- Потребление сыра в России пока сильно отстает от стран Западной Европы, не в последнюю очередь по причине неразвитой культуры потребления, а ведь сыры могут быть как незаменимым ингредиентом различных блюд, так и закуской к бокалу вина или десертом. В качестве готового решения мы формируем сырные тарелки с ассортиментом различных сыров прямо в магазинах, - делится наблюдениями представитель ГК «Фудлэнд».

- Все больше людей готовы доверять подбор сыров под определенное вино профессионалам, а не покупают сыр самостоятельно, - отмечает Александр Крупецков. 

Поэтому специалисты «Сырного сомелье» для своих клиентов нашей формирует сырные тарелки под красное, белое или игристое вино. Помимо сыра, в такие наборы добавляются орехи, сухофрукты, шоколад. Для изготовления сырных тарелок выбираются самые качественные сыры.

Продажи сырных тарелок хорошо работают через интернет, рассказывает руководитель «Сырного сомелье». 

- Если в «живых» точках продаж мы собираем сырную тарелку прямо при клиенте, и ему приходится ждать, когда сыр нарежут и упакуют, то при заказе онлайн потребитель получает готовую тарелку сразу домой.

В продаже можно увидеть сырные тарелки от 220 до 450 гр. средней стоимостью от 1000-2000 руб. в зависимости от веса. В плане маржинальности производителям продавать такую продукцию выгоднее, так как потребители готовы платить за оригинальную фасовку и небольшой вес больше, чем за продукт, продающийся на развес и даже в фасовке, но не набором, уверен Юрий Власенко. ​

Наш ответ санкциям

Особым шиком в досанкцинный период считался выдержанный чеддер, который подавался в качестве закуски к игристым винам, однако сейчас на российском рынке он недоступен, рассказывает Юрий Власенко. 

​А вот другие игроки сырного сегмента считают, что качественный сыр, не уступающий по качеству иностранному, уже научились изготавливать в России. В частности, «Фудлэнд» предлагает широкую линейку сыров. Например, Dontaler - сыр из коровьего молока с применением специально подобранных пропионовых культур, созревающий  в латексном покрытии. Сыр VardeVaal – классический голландский маасдам с добавлением козьего молока. Сыр GoldenGot – выдержанный сыр из коровьего молока, срок созревания которого в латексном покрытии составляет 60 суток.

В ассортименте ГК «Фудлэнд» особое место занимает линейка ТМ Excelsior, которая состоит из сыров швейцарского типа с крупным глазком и сладковато-ореховым вкусом (это Emmental, Monterey, Maasdam), выдержанных сыров из смеси коровьего и козьего молока (таких как Lombardo и Formaggio) и твердых сыров сроком созревания от четырех месяцев с вкусом зрелого сыра и ломкой консистенцией (сыр Sardo). 

«Сырный сомелье» сотрудничает как с иностранными сыроварами, ввоз продукции которых не запрещен на территорию России, так и с отечественными. Соотношение первых и вторых примерно 50Х50. 

- Мы работаем с небольшими российскими крафтовыми сыроварнями и можем с уверенностью сказать, что в нашей стране очень много производителей качественных сыров. Например, выдержанный двухлетний чеддер отличного качества изготавливает наш поставщик из Екатеринбурга, пармезан нам поставляют производители из Краснодарского края, - делится Александр Крупецков.

Он отмечает, что наши потребители начинают все больше доверять российским производителям сыров, особенно после того, как пробуют их продукцию.

Прогнозы

Пока сырные закуски – это очень узкий нишевой сегмент, распространенный в основном в специализированных сетях по продаже алкогольной продукции, но их продажи в течение последних трех лет стабильно растут, отмечает Анастасия Сысоева.

По наблюдениям Юрия Власенко, спрос на сырные тарелки сейчас стабильный, он не растет и не падает, так как есть определенная категория потребителей-гурманов с доходом выше среднего, которые часто путешествуют, знают толк в еде. 

- Возможно, со временем спрос на такую продукцию будет увеличиваться, так как в числе покупательской аудитории будет оказываться все больше миллениалов и зумеров, которые являются достаточно продвинутыми в плане трендов и готовы платить больше за качество и красивую подачу.

Шамиль Гусейнов прогнозирует расширение точек присутствия и продаж снековой линейки.

Александр Крупецков отмечает рост спроса на сырные тарелки. Так, в этом году, по сравнению с прошлым, он увеличился на 30%. По его прогнозам, спрос на сыр как отдельное блюдо, десерт, будет расти. Особенно сейчас, когда у людей нет возможности закрывать свою потребность в деликатесных сырах поездками за границу. 



 
Автор: Елена Максимова
Теги: сыр

3436 просмотров

Также рекомендуем:


MN В TW

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
extenso
7 вопросов
ИНТЕР ФУД УРАЛ 25.11

Маркировка
ФУ ТЕЧ УРАЛ 25.11
Подпишитесь на нашу рассылку
МЕГАМИКС 30.06


Аналитический центр Milknews
ИТАПК 29 июля
Сочи 10 сент.
ИТАПК 29 июля
Сочи 10 сент.