«Известия»: «Почта России» планирует запустить собственный бренд по продаже продуктов
«Почта России» планирует запустить проект по продаже товаров под собственным брендом «Почтовая марка». Такая информация содержится в документах Роспатента, с которыми ознакомились «Известия». Инициатива предполагает использование бренда для продвижения товаров более чем в 100 товарных категориях, в том числе и скоропортящихся. Оператор планирует начать продажи в конце 2021 года, сообщили в пресс-службе «Почты России».
Сегодня продукцию под собственной торговой маркой (СТМ), как правило, выпускают торговые сети, чтобы снизить ее стоимость на полке. Такие товары стоят на 10–20% дешевле аналогичной продукции других брендов. Эксперты оценивают новый проект скептически — широкий ассортимент товаров говорит о недостаточной проработке концепции проекта.
Заявку на использование нового товарного знака «Почтовая марка» оператор подал в Роспатент в середине апреля, с мая идет экспертиза регистрируемого изображения, сказано в материалах ведомства. В качестве нового логотипа «Почта России» регистрирует визуально напоминающий марку голубой прямоугольник, на котором расположена белая надпись «Почтовая марка». Решение регулятора по регистрации бренда пока не принято.
«Известия» направили запрос в Роспатент.
В пресс-службе «Почты России» «Известиям» подтвердили, что оператор регистрирует собственную торговую марку в дополнение к основному одноименному бренду, под которым сейчас в отделениях уже продают сладости, игрушки и сувениры. Ими торгуют с 2017 года, уточнили в пресс-службе оператора.
В I квартале 2021 года оборот товаров, которые «Почта России» продает в отделениях под собственным брендом, вырос на 25% по сравнению с прошлым годом, отметил представитель оператора. Он уточнил, что единственный крупный партнер по совместному выпуску товаров — кондитерская фабрика «Победа», шоколадки которой продаются в отделениях «Почты». 95% партнеров — мелкий и средний бизнес, отметили в операторе.
— Запуск собственной торговой марки (СТМ) в новом формате планируем в конце 2021 года, — сообщил представитель «Почты».
По его словам, сейчас оператор ведет разработку нового бренда. Если этот логотип будет утвержден в том виде, в котором были поданы документы, «Почта России» получит возможность продвигать с его помощью товары более чем из 10 товарных классов. Это в том числе скоропортящиеся продукты: мясо, молоко, творог и творожные изделия, сыры. Есть в перечне и совсем неочевидные товары — «молоко скисшее», «личинки муравьев съедобные», «куколки бабочек шелкопряда, употребляемые в пищу». Также речь о различного рода напитках: безалкогольных, пиве и виноградном сусле. Другого алкоголя в перечне нет.
Помимо этого новая марка позволит торговать косметикой, парфюмерией и средствами личной гигиены, в том числе патчами для глаз, искусственными ногтями и средствами похудения, а также подгузниками и другими детскими товарами, посудой, текстилем, сувенирной продукцией и канцелярскими товарами. Отдельно в заявке прописано использование бренда для продвижения табака и товаров для курения.
— Некоторый смысл столь широкого охвата можно усмотреть в попытке использовать знак для маркировки неопределенного широкого ассортимента товаров, который пока неясен, — считает заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов.
Он отметил: на практике такое большое количество товарных категорий, в которых регистрируется бренд, часто оспаривается другими участниками рынка на основании их неиспользования.
— Скорее всего, заказчик не до конца понимает, зачем ему этот товарный знак, поэтому идет по модели «взять всё, а потом разберемся». На это у него есть целых три года, по истечении которых можно его оспорить по мотиву неиспользования, тем более что на размер госпошлины за регистрацию бренда это не влияет, — добавил Анатолий Семенов.
Роспатент может и не согласовать регистрацию этого бренда — например, если найдет ложные ассоциации с какими-либо товарами. Ст. 1483 ГК РФ дает широкий перечень оснований для отказа в регистрации, добавил Анатолий Семенов.
Для «Почты России» это не первый непрофильный проект. В мае оператор сообщал, что прорабатывает с правительством возможность продажи российского вина на своей онлайн-платформе. Инвестиции в разработку этого направления оператор оценивал в 5 млрд рублей, сообщал РБК со ссылкой на презентацию оператора.
Также оператор сообщал о получении лицензии на доставку лекарств и планах создать маркетплейс, на котором аптеки могут предлагать потребителям свою продукцию.
— С одной стороны, «Почта» обладает множеством офисов и ее знают в самых отдаленных уголках, но реноме компании не слишком позитивно изменилось в глазах людей. В данном контексте потребители выбирают СТМ, если уверены в компании. Тут, мне кажется, до этого еще далеко. Также считаю, что в последнее время «Почта» выпускала в оборот множество новых направлений, с которыми тяжело справиться в текущих реалиях, особенно в регионах, а не в передовых обновленных отделениях, — считает глава и основатель аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.
Сегодня в России достаточно модно развивать экосистемы, отметил в беседе с «Известиями» директор Института стратегического анализа Игорь Николаев. Компании активно расширяют направления своей деятельности, причем зачастую выбирают бизнесы, совершенно далекие от своего основного. Предприятия стремятся заработать, нарастить свои обороты, что вполне понятно. Но в таких ситуациях есть риски. В какой-то момент компания начнет делать ставку на развитие более прибыльного направления, что вполне логично. В случае «Почты России» есть вероятность, что более прибыльной станет, предположим, продажа алкоголя, а не пересылка писем, отметил эксперт. Не исключено, что компания будет развивать продажи потребительских товаров активнее, что может сказаться на оказании профильных услуг — их качество начнет падать, а стоимость расти, указал он.
Разработка самого бренда «Почтовая марка» может стоить 5–10 млн рублей, оценил для «Известий» управляющий партнер рекламной группы Depot WPF Advertising Алексей Андреев. Затраты оператора в раскрутку бренда эксперт оценил в 100 млн рублей в течение года.
По словам члена рекламного совета ФАС Дмитрия Григорьева, «Почта России» располагает большим количеством рекламных носителей, оператор может договориться о бартере с другими собственниками рекламных носителей, что снизит расходы на продвижение нового бренда.
— В случае с «Почтой России» мы имеем дело с одним из крупнейших ритейлеров по количеству торговых точек по всей стране. Поэтому ее затраты на рекламу и продвижение этого бренда будут меньше за счет федерального охвата. Технически оператору даже не нужно будет широко рекламировать этот бренд — он просто встанет на полки в отделениях, и потребители его сразу увидят, — резюмировал Алексей Андреев.
Для покупателя товары под собственной торговой маркой априори дешевле брендированных аналогов, рассказал «Известиям» глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. При продаже такой продукции не нужно тратить средства на ее продвижение, и экономия на маркетинге дает возможность установить цену на 10–20% ниже товаров под известными марками. Это исключительно российский тренд, потому что в Европе СТМ может стоить выше средней стоимости аналогичных брендов.
Товары «Почты России» вполне могут быть востребованы у покупателей, ведь у оператора есть свои точки по продаже продукции, добавил Андрей Карпов. По сути, речь о сопутствующих товарах, которые можно приобрести, задержавшись в отделении.
Ранее стало известно, что «Почта России» планирует начать доставку продукции повседневного спроса из своих отделений. Для этого там будут открыты магазины-склады для сбора онлайн-заказов, сообщал в интервью РБК глава «Почты России» Максим Акимов. Подобные планы указаны и в обновленной стратегии компании, где сказано, что оператор может стать одним из «ключевых игроков на российском рынке ритейла».
продовольствие