Дмитрий Докин, «Шин-Лайн» Объем производства мороженого в октябре рухнул, поставив новый рекорд 2022 года
Самыми свежими данными, характеризующими ситуацию на российском рынке мороженого, а также своим видением причин происходящего с Milknews поделился создатель российского «Инмарко», а ныне – председатель совета директоров казахстанской компании «Шин-Лайн» Дмитрий Докин.
Опубликованы данные о производстве мороженого в октябре 2022 года в России. По сравнению с аналогичным месяцем 2021 года объём производства просто рухнул (-47,7%). Это новый рекорд 2022 года.
Если рассматривать данные с начала года, то обнаружится, что в России в январе-октябре 2021-2022 гг. производство мороженого в натуральном выражении сократилось на 8,9% (с 469 819 до 428 111 тонн). Для сравнения, годом ранее - в январе-августе 2020-2021 гг. - выпуск продукции вырос на 14.5%.
Крупный провал в производственной деятельности российских заводов наблюдается с апреля 2022 г. Исключение составляет июнь 2022 г. (но здесь надо помнить об искусственном ограничении выпуска продукции в июне 2021 г., связанного с внедрением DataMatrix).
Основная причина сильного падения объёма производства и реализации мороженого – резкий рост цен при одновременном сокращении реальных располагаемых доходов населения.
В октябре 2022 г. по сравнению с октябрём прошлого года средняя цена реализации мороженого заводами-изготовителями выросла на фантастические 41,1%.
В октябре 2022 г. многие заводы провели повышение цен на мороженое: кто-то смог договориться о повышении цен во всех каналах продаж, у кого-то повышение цен не приняли ведущие торговые сети. Однозначно сейчас многие производственные компании активно проводят ценовые промо-акции (распродажа стоков после окончания сезона). В октябре 2022 г. по сравнению с сентябрём 2022 г. средняя заводская цена реализации 1 кг мороженого выросла на 8,6% (с 275 до 298 руб.).
На протяжении всего 2022 года заводам удалось через резкий рост цен компенсировать падение продаж в натуральном выражении и сохранить денежный поток. Но так было до августа. В сентябре-октябре 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом 2021 г. сильно упали продажи не только в натуральном, но и в стоимостном выражении.
Если в октябре 2022 г. по сравнению с октябрём 2021 г. цены заводов на мороженое выросли 8,6%, то полочные (потребительские) выросли только на 0,3%. Это значит, что ритейл ещё не отыграл заводское увеличение цен.
Я считаю коэффициент распределения доходов в индустрии мороженого между производственным и торговым секторами. Если, например, в марте 2022 г. заводская цена занимала 41% (или 0,41) в полочной цене мороженого, то в октябре 2022 г. этот показатель вырос до 46%. Но очень сомнительно, что торговые сети будут за счёт своей прибыли оплачивать рост заводских цен. В ноябре-декабре 2022 г. сети переложат это удорожание на потребителей.