Алексей Груздев, Streda Consulting В следующие 2-3 года рынок будет активно консолидироваться
Milknews вместе с Национальным союзом производителей молока и консалтинговым агентством Streda Consulting подготовили рейтинг 30-ти самых крупных молочных предприятий страны - в переработке и производстве. Алексей Груздев, генеральный директор Streda Consulting, один из главных авторов рейтинга рассказывает Milknews, на какие события на рынке стоит обратить внимание, кто из игроков показал рекордные темпы роста и что ждет индустрию в ближайшие годы.
Выручка ТОП-30 крупнейших молочных компаний России в 2019 г. составила 561 млрд. руб. и по сравнению с рейтингом, который мы делали по итогам 2017 г. она выросла на 13,5%. За прошедшие два года весь молочный рынок России в оптовых ценах вырос на 13% (с 970 до 1 100 млрд. руб.), а это означает, что лидеры растут немного быстрее рынка и процесс консолидации в отрасли продолжается.
Изменения в рейтинге
По сравнению с 2017 г. в рейтинге произошло ряд важных изменений, как с точки зрения состава участников, так и позиций отдельных игроков.
Во-первых, произошли изменения в пятерке лидеров. КОМОС Групп демонстрирует феноменальные темпы роста: несмотря на уже достигнутые масштабы, компания на протяжении 5 лет продолжает расти быстрее 15% в год.. В результате она продолжает планомерно подниматься по позициям рейтинга. Еще в 2016 г. Милком был только 7-ым, но уже в 2017 г. обогнал Hochland, в 2018 г. позади осталась ГК "Фудлэнд", а в 2019 г. компании не хватило всего 600 млн., чтобы обогнать ГК "Молвест". Но в 2020 г. с учетом запуска Казанского МК и расширения других заводов и этот рубеж скорее всего будет преодолен.
Во-вторых, о потерях – к началу 2020 г. состав крупнейших игроков покинули "Азбука сыра" и две компании, которые сегодня находятся в процедуре банкротства - ГК "Алев" (26 место) и украинская Milkiland (21 место). Компания "Азбука сыра" сократила выручку с 10 до 4,3 млрд., поскольку после реструктуризации активов ГК "Просто молоко" в ее составе остался только Мамадышский СМК, а остальные заводы были проданы другим игрокам, в частности Холдинговая компания "Ак Барс" и ГК "Агросила". Заводы ГК "Алев” сейчас находятся под управлением ГК "Русагро", молочное подразделение которой в 2019 г. обеспечило выручку в 3,9 млрд. руб. и в ближайшие годы имеет шансы вернуться в состав рейтинга. Активы Milkiland сегодня раздроблены: Останкинский МК продолжает работать самостоятельно, но шансов вернуть былые позиции у компании не много, а в борьбу за завод “Курск-молоко” включился другой участник рейтинга - ГК "Нева-Милк".
В-третьих, о новичках. Благодаря выпадению из рейтинга 3-х крупных игроков, в него вошли 3 новых компании, которым в предыдущие годы до места в рейтинге не хватало совсем немного - Холдинговая компания "Ак Барс", Любинский МКК и Агрокомбинат "Рязанский" (входит в Холдинг "Авангард"). При этом Холдинговая компания "Ак Барс" благодаря активному развитию АО "ЗМК" и приобретению Чистопольского МК и Буинского МДМК ворвалась в рейтинг сразу на 22 место.
Таким образом, в 2019 г. рейтинг замкнулся на уровне 6 млрд. руб. и, к сожалению, Кировскому МК, Вологодскому МК и ГК "Галактика" и в этом году до попадания в рейтинг не хватило нескольких сотен миллионов рублей. Разрыв с остальными молочными компаниями уже существенно больше.
Самые динамичные
Безусловным лидером роста стала Холдинговая компания "Ак Барс" (АО "ЗМК"), которая смогла успешно воспользоваться ситуацией с реструктуризацией перерабатывающих активов в Татарстане - за 5 лет компания выросла в 2,5 раза. Удвоить масштабы бизнеса за это время также удалось ГК “Фудлэнд”, ГК “Нева-Милк” и ГК "Юговской КМП".
Но в целом динамика развития участников рейтинга далеко не однородна. Несмотря на то, что совокупная динамика лидеров сопоставима с общими темпами роста рынка, отдельные игроки показывают выдающиеся темпы роста – 8 компаний выросли за 2 года более чем на 30%, более чем в 2 раза обогнав рынок. При этом 7 из них уже в течение 5 лет демонстрируют рост более 15% в год - в результате их бизнес за 5 лет вырос почти в 2 раза.
− ГК "Ренна" безоговорочный лидер на рынке сгущенного молока в СНГ, запустив в 2014 г. "Фабрику настоящего мороженого" уже к 2017 г. обогнала по продажам Nestle, а в 2019 г. в тоннах обогнала и бессменного лидера рынка Unilever;
− КОМОС Групп помимо M&A и масштабных инвестпроектов успешно развивает федеральный бренд "Село зеленое" и выводит на рынок такие современные продукты как, рассыпчатый творог и творожное зерно в сливках с фруктовыми начинками;
− Ehrmann сделал колоссальный рывок безусловно благодаря запуску продуктов под брендом EPICA – на стагнирующем рынке йогуртов компания буквально открыла целый новый растущий сегмент высокобелковых йогуртов.
− ГК "НЕВА МИЛК" успешно вышла на рынок творога и цельномолочной продукции, запустив в 2016 г. линию на заводе "Северное молоко" в Вологодской обл.
Также к активно растущим игрокам стоит отнести Hochland Russland и Ирбитский молочный завод.
Консолидация отрасли
На сегодняшний день доля участников рейтинга на молочном рынке превысила 50%, но за последние два года изменилась незначительно, несмотря на целую серию крупных сделок M&A, прошедших в 2016-2018 гг., которые, казалось бы, должны были серьезно повлиять на расклад сил на рынке, но пока этого не произошло. Но на самом деле просто подошел к концу период "затишья перед бурей" и в следующие 2-3 года рынок будет активно консолидироваться. Нюанс заключается в том, что многие лидеры рынка в последнее время находились в фазе расширения своих мощностей, в т.ч. приобретенных ранее в процессе M&A, и начиная с 2020 г. будут активно выводить их на рынок:
− КОМОС Групп запустил приобретенный Казанский МК, на Глазов-молоко кратно расширены мощности по творогу, заканчивается расширение мощностей на Кезском сырзаводе и Хладокомбинате "Созвездие" и другие проекты;
− Hochland Russland запустил после модернизации приобретенный у ГК "Дамате" Белинский сырзавод и выходит на рынок твердых сыров;
− ГК "Молвест" запустила комплекс глубокой переработки сыворотки;
− ГК "ЭкоМилк" завершает строительство Озерецкого сыродельного завода в Московской обл. и продолжает строить молочный комплекс в Новосибирской обл.
− МПК "Сырный дом" расширяет мощности на "Ровеньки-маслосырзавод" по сырам и переработке сыворотки;
− Savencia Fromage & Dairy ведет строительство завода мягких сыров на площадке Белебеевского МК и анонсировала строительство нового сырного завода в Московской обл.
− ГК "Агрокомплекс им. Ткачева" запустил один из крупнейших в РФ сырных заводов и постепенно выводит его на проектную мощность;
− DMK Group продолжает расширять мощности на приобретенном в 2016 г. Бобровском сырзаводе и также анонсировала строительство нового сырного завода в Воронежской обл.;
Да и другие участник рейтинга тоже не сидят без дела и большинство из них растет значительно быстрее рынка. Кроме того, амбициозные планы анонсировали новые игроки – ГК "Русагро", ГК "ЭкоНива" и CP Food, которым вполне по силам в короткие сроки войти в число крупнейших игроков. Да и потенциал M&A на рынке до конца не реализован и ряд игроков по-прежнему готовы к крупным сделкам.
Молочный рынок стал очень конкурентным и развивается крайне динамично, а мы будем продолжать внимательно следить за развитием компаний. Уверен, рейтинги в 2020 и 2021 г. также преподнесут ряд интересных изменений в раскладе сил на рынке.
Подробнее рейтинги и изменения на рынке молока мы будем обсуждать на “Молочных сессиях”. Регистрация и подробности по ссылке.
Читайте также: Генеральный директор Союзмолоко Артем Белов: Среди предприятий с наибольшими темпами роста в основном российские компании