Эконива семена

Обзор Каким был 2020-й год для молочной отрасли России


Milknews продолжает подводить итоги года для молочной отрасли. В этот раз редакция опросила участников молочного рынка о том, каким был 2020 для бизнеса, как коронавирус повлиял на работу компаний и какие прогнозы эксперты делают на следующий год.
 

Пандемия далась отрасли нелегко

 
Этот год стал для многих компаний сложным из-за пандемии и падения реальных располагаемых доходов. В первом полугодии доходы россиян снизились на 3,7%, аналитики прогнозируют падение ВВП на 4-6%, а также рост безработицы от 5 до 7% по итогам года, часть населения сохранила занятость только частично. Коронавирус внес корректировки в работу и некоторых производителей молочной продукции.
 
“Два года назад мы брали субсидированные кредиты на 200 млн руб. на покупку оборудования для наращивания объема выпуска продукции на 50%. Пандемия внесла свои коррективы, покупательская способность снизилась вместе со спросом на сыры, и в итоге увеличить объем производства мы не смогли. Получается, что затраты на закупку нового оборудования мы не окупили, однако надеемся, что пандемия все же когда-нибудь закончится, и мы увеличим объем производства до планируемых ранее показателей”, - рассказал редакции заместитель гендиректора маслосырзавода “Новопокровский” Дмитрий Филиппов.
Непростым был год и для производителей сырого молока, которые столкнулись с повышением цен на ключевые составляющие сырья. По оценкам аналитиков, с начала 2020 года себестоимость производства выросла на 15%.
"До самых последних своих дней год остается непредсказуемым, что не дает делать более четких и реальных прогнозов - как будет развиваться в ближайшее время молочная отрасль. Начало этого года был хорошим и прогнозируемым как для производителей, так и для переработчиков молока  - дешевые корма, низкая себестоимость, высокая производственная и перерабатывающая рентабельность, стабильный спрос . А потом началось: «коронавирусная пандемия», холодная сухая весна, засушливое лето. Как результат - очень низкая урожайность многих культур и дефицит на рынке, что привело к стремительному росту цен. Соответственно, себестоимость производства молока начала расти,  маржа  - сокращаться. Не спасает даже высокая цена на молоко-сырье . В этой ситуации просто необходимо запастись терпением и продолжать работать над оптимизацией процессов, чтобы иметь прогнозируемую и насколько возможно низкую себестоимость производства молока, потому что именно это позволяет уверенно двигаться дальше.”, - отмечает эксперт American Dairy Technology Александр Овчаренко.
Из-за карантинных ограничений изменились каналы сбыта, в частности снизились закупки сектором общественного питания и выросли продажи через интернет.
“Для молочного сектора уходящий год был неоднозначным. Сектор HoReCa потерял актуальность, многие ушли в интернет-продажи. Небольшие компании испытывали трудности. Поставщики в крупные торговые сети чувствовали себя относительно стабильно, поскольку в период самоизоляции наблюдался спрос на отдельные виды молочной продукции”, - отметил гендиректор ОАО Молзавод “Гиагинский” Шамиль Гусейнов.
Во-многом изменилась работа предприятий агросектора и пищевой индустрии, которые были вынуждены вводить дополнительные санитарные меры в цехах и переводить часть людей из офисов на удаленную работу.
“Мы были первым предприятием в пищевой отрасли, которое начало предпринимать активные меры по обеспечению безопасности наших людей, переводить часть персонала на удаленную работу, перестраивать формат деятельности наших производств. Но несмотря на кризис, мы смогли, например, открыть цех сухого молока в Ялуторовске. Мы научились использовать дополненную реальность для тестов новых продуктов и при установке оборудования, оптимизировали и сделали эффективнее многие наши процессы”, - рассказали Milknews в пресс-службе компании Danone.
“Ситуация с пандемией коснулась и нашего коллектива. Если в бригаде выявляли работников с признаками ОРВИ, то отправляли на карантин всю группу. Специалистов старше 65 лет мы перевели на самоизоляцию. Они обладают большим опытом в производственных процессах, поэтому возникла потребность оперативно обучать молодых сотрудников. Мы получили резерв молодых кадров, которые уже готовы прийти на смену старшему поколению”, - рассказал о ситуации на предприятии гендиректор ОАО Молзавод «Гиагинский» Шамиль Гусейнов.
 

Знаковое событие для отрасли


В 2020 году молочный сектор продолжил готовиться к введению обязательной цифровой маркировки. Изначально нововведение должно было вступить в силу 20 января для отдельных видов молочной продукции, для всех остальных - 1 октября 2021 года. В декабре правительство утвердило новые сроки маркировки: для сыра и мороженого она начнется 1 июня 2021 года, для молочной продукции со сроком хранения более 40 суток - 1 сентября, а для продуктов со сроком хранения до 40 дней включительно - 1 декабря будущего года.
“Знаковым событием для отрасли в этом году стал запуск эксперимента с маркировкой молочной продукции, в котором приняли активное участие специалисты нашего предприятия.  Благодаря руководству “Союзмолоко”, которое аргументированно и грамотно защищали интересы производителей, процесс обязательного введения маркировки удалось отложить, и это очень важно, так как большинство участников рынка испытали бы многое проблем”, - пояснил председатель совета директоров Тульского молочного комбината Александр Ширинкин.

В отрасли довольны финансовыми результатами


Вместе с тем, несмотря на коронавирус и другие ограничения, все участники рынка, с которыми удалось поговорить редакции остались довольны финансовыми показателями компании.
“Этот год для нас, как и для других производителей молочного рынка, был очень сложным. В целом, по итогам года мы выполнили плановый объем производства”, - отметил заместитель гендиректора маслосырзавода “Новопокровский” Дмитрий Филиппов.
“В этом году резкого падения избежать удалось, а в некоторых сегментах и категориях даже удалось добиться хоть и незначительного, но роста. Рост цен на молочную продукцию также пока удается сдерживать на уровне ниже инфляции”, - отметили в пресс-службе Danone.
“Наше предприятие завершает календарный год с хорошими финансовыми результатами.  Мы выполнили показатели по устойчивости предприятия. Со второй половины года начали инвестиционные мероприятия. Все наши партнерские обязательства выполняем и создаем условия для роста на будущее в соответствие с конкретными запросами по выпускаемой продукции”, - сказал председатель совета директоров Тульского молочного комбината Александр Ширинкин.
“Для завода 2020 год был плодотворным. Мы осуществили поставленные планы и сформировали цели на будущий год. Заключили контракты с новыми дистрибьюторами, расширили собственный штат и провели модернизацию на предприятии”, - сказал гендиректор ОАО Молзавод “Гиагинский” Шамиль Гусейнов.

Изменились отношения с потребителем


Благодаря социальной поддержке правительства и ограничениям на зарубежные поездки спрос на молочную продукцию не снизился, а потребители сформировали новые привычки.
“Изменились наши отношения с потребителем, потому что изменилось его поведение, и это заставило нас адаптироваться. Люди все больше задумываются о своем здоровье и самочувствии. Этот тренд понемногу нарастал и до пандемии, но сейчас он проявился максимально мощно”, - рассказали в пресс-службе Danone.

“Покупатели осознанно выбирают продукты, ориентируясь на их пользу. Тренд, который нам очень помог, это доверие к проверенным брендам. В непростые времена потребитель уверен, что известные компании не будут поступаться качеством и безопасностью своих продуктов, чтобы сохранить репутацию”, - добавили в компании.

Будущий год не будет легче


Участники отрасли не ожидают, что следующий год будет легче уходящего и ждут ослабления покупательского спроса.
“Падение доходов населения продолжается, и конечно, в связи с этим, ожидание спроса на молочную продукцию не радужные. Особенно с учетом того, что переработчики в связи с ростом издержек будем вынуждены поднять цены. Стоимость сырья выросла, валюта подорожала, а упаковка, закваски, наполнители в расчетах в евро и доллара.  Нужно обеспечивать рост зарплаты в соответствии с законодательством на величину инфляции. Важно понимать допустимость наценок, которые производит сетевой ритейлер. Здесь поставщикам и торговле необходимо искать совместные пути решения, чтобы в выигрыше остались все: и сети, и производители, и потребитель”, - считает председатель совета директоров Тульского молочного комбината Александр Ширинкин.
“Следующий год не будет легче уходящего. Напротив, эксперты прогнозируют основной процент банкротств предприятий мелкого и среднего бизнеса, к которым относятся наши дистрибьютеры, именно на следующий год. Банкротства наших контрагентов могут происходить только по одной причине – из-за снижения спроса на предлагаемую ими продукцию, в том числе, нашу, со стороны сетей. Ритейлеры, в свою очередь, снижают количество закупок, если падает покупательская активность со стороны потребителей. И чтобы при этом не разориться, они вынуждены будут увеличивать наценки на поставляемую им продукцию. К слову, тенденция роста наценок в торговых точках видна уже сейчас: если раньше стоимость на полке была выше закупочной на 30-40%, то теперь показатель доходит до 70%, а то и до 100%. К тому же, из-за того, что сети меньше зарабатывают, они увеличили отсрочку платежей – раньше максимальный ее срок составлял 40 дней, а теперь это минимальный срок отсрочки”, - рассказал заместитель гендиректора маслосырзавода “Новопокровский” Дмитрий Филиппов.
В сырьевом секторе эксперты ждут консолидации рынка.
“В отрасли продолжится усиление ведущих игроков и будет происходить “вымирание” неэффективных хозяйств. Станет больше компаний, которые будут внимательнее считать рентабельность производства молока, а не только затраты на производство”, - говорит эксперт American Dairy Technology Ион Морару.
Серьезным вызовом для отрасли станет внедрение обязательной цифровой маркировки.
“Главный вызов 2021-го – внедрение системы маркировки для молочной продукции. Наша индустрия еще не сталкивалась с таким сложным и дорогостоящим проектом, вызванным исключительно регуляторными требованиями. Но и система маркировки еще не сталкивалась с такой объемной и сложной категорией, как молочная продукция. Безусловно, все это является дополнительным фактором риска для рынка”, - рассказали Milknews в пресс-службе Danone.
По словам участников рынка, потребители на фоне падения доходов могут переключиться на более дешевые категории молочной продукции.
“Эксперты прогнозируют снижение доходов населения, рост цен. Обязательная маркировка приведет производителей к существенным затратам на ее внедрение, а это увеличит стоимость молочных продуктов. В результате мы будем наблюдать снижение потребительских возможностей и смещение спроса в пользу дешёвых продуктов, порой даже с заменителем молочного жира. Но тем не менее в будущем году мы ориентируемся на сбыт продукции и тесную работу с потребителями. Запустим в работу новые производственные площадки. Будем дальше развивать культуру потребления кавказских сыров, привлекать потенциальных потребителей.”, - отмечает гендиректор ОАО Молзавод “Гиагинский” Шамиль Гусейнов.
Эксперты отрасли считают своей главной задачей продолжать доносить до населения важность молочных продуктов в рационе.
“Наша основная задача - не допустить сокращения нашей вкусной и полезной категории. Нужно образовывать население, объяснять пользу потребления кисломолочных продуктов и продуктов на растительной основе. Сейчас как никогда важно заботиться о своём здоровье и иммунитете, а наши продукты как раз предназначены для этого”, - указали в пресс-службе Danone.
В сложных экономических условиях компаниям придется еще тщательней работать над себестоимостью производства.
“В наступающем году предстоит искать новые решения во взаимодействиях, выполнении требований регуляторов, продолжить работать по снижению себестоимости за счет внутренних управленческих решений. Специалисты нашего предприятия такую уверенность вселяют.  Хочется всем пожелать сохранения здоровья, поиску инновационных решений, обеспечивать наших потребителей продукцией, нацеленной на лучшие потребительские свойства”, - сказал председатель совета директоров Тульского молочного комбината Александр Ширинкин.

 

Теги: Россия Молоко

4811 просмотров

Также рекомендуем:


сессии 12

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
extenso
МС-12
Векас 15.12
ВИДЕО 5 мин
ТЕЛЕГА
жив будущего - 1.12
МО 2021
ДЗЕН кв
Подпишитесь на нашу рассылку
МЕГАМИКС 30.06


Аналитический центр Milknews
Дэйри теч 25 января
АГРОС 27 января
Дэйри теч 25 января
АГРОС 27 января