компоненты

Обзор Чем живут региональные молочные союзы?


Как молочный союз может эффективно представлять интересы отрасли в регионе и выстраивать взаимодействие с другими союзами, в том числе с Союзмолоко? Это и многое другое обсудили руководители отраслевых объединений на первом Всероссийском молочном форуме регионов, который прошел в Сочи в конце сентября. Организатором мероприятия стал Южный молочный союз во главе с Константином Синецким. Помимо директора Союзмолоко Артема Белова, участие в конференции приняли Игорь Елисеенко из «Союзмолоко. Сибирь», Денис Николаев из «Союз Леноблмолоко» и Николай Трофимов из «Нижегородского молочного союза». Все они поделились своим видением целей и задач своих организаций.

Что такое региональные союзы и зачем они нужны?


Стратегические цели требуют объединения усилий. Поэтому, по словам руководителей союзов, основными задачами их организаций является: 

  • координировать деятельности членов союза, 
  • представлять и защищать их интересы в государственных и муниципальных органах власти, общественных и иных организациях, создавать комфортную предпринимательскую среду и благоприятный инвестиционный климат в сфере сельского хозяйства,
  • вырабатывать единые для всех игроков молочного рынка критерии добросовестной конкуренции;
  • обрабатывать информацию о проектах нормативных документов на стадии их разработки и влиять на результат,
  • формировать общественное мнение об отрасли в целом и молочной продукции в частности,
  • изучать и популяризировать лучшие практики, применяемые в отрасли,
  • оказывать практическую и консультативную помощь хозяйствам в критических и нестандартных ситуациях с помощью налаженных каналов общения с ФОИВами.
 

Южный молочный союз был образован 27 августа 2020 года на базе Ассоциации «Кубаньмолоко». В настоящее время он насчитывает в своем составе 24 молокоперерабатывающих предприятия и двух почетных членов: «Кубанский государственный технологический университет» и Краснодарский региональный институт агробизнеса. Годовой оборот предприятий-членов Союза составляет около 50 млрд рублей. 

“Молочный союз взаимодействует с главами южных регионов, делится с ними своей позицией, изучает молочный рынок и его игроков. Участвует в решении общих вопросов отрасли, организует подготовку и повышение квалификации кадров, оказывает помощь методического и консультативного характера в вопросах организации производства и переработки молочной продукции, проводит конференции, совещания, семинары, организовывает выставки и другие мероприятия, способствующие обмену информацией”, - отметил глава ЮМС Константин Синецкий.
Союз производителей и переработчиков Ленинградской области (“Леноблмолоко”) был создан в 2020 году. Сейчас в него входит 26 хозяйств и разного рода организаций. Председатель союза - член правления «Союзмолоко», президент концерна «Детскосельский» Юрий Брагинец, генеральный директор – заместитель руководителя администрации главы концерна «Детскосельский» Денис Николаев.

Участники «Леноблмолоко» формируют консолидированную позицию по развитию отрасли, вместе работают над оперативным решением возникающих на региональном уровне вызовов. В рамках своей деятельности союз оперативно узнает о новых кредитных программах для молочной отрасли от банковских организаций и доносит информацию до участников рынка. А с учебными заведениями налаживает процесс привлечения кадров на предприятия.
“Поток студентов Университета ветеринарной медицины - 500 человек. Все они проходят производственную практику в “Концерне Детскосельском”. Уже третий год мы через себя пропускаем весь поток. Хотя бы на один день приезжает автобус со студентами, и они вместе с преподавателями занимаются с теми животными, которых мы им предоставляем. Также мы взаимодействуем и с преподавателями Аграрного университета, проводим им экскурсии на предприятиях, потому что отрыв образования от производства сейчас достаточно велик”, - рассказал Денис Николаев.
«Союзмолоко. Сибирь» был учрежден в 2020 году и объединяет 14 предприятий. Это единственное региональное подразделение, которое представляет на федеральном уровне интересы производителей молока за Уралом.

Деятельность союза направлена на защиту интересов производителей и переработчиков молока, осуществляющих свою деятельность на территории Сибирского федерального округа, в органах государственной власти, общественных организациях.
“Нам удаётся собрать информацию с огромного региона. Только наша Новосибирская область по размерам сопоставимо с Белоруссией. А самые дальние участники нашего Союза - это Бурятия. Поэтому нам приходится быть оператором очень большого региона, и в этом, конечно, есть некоторые сложности. Это и часовые пояса, и абсолютно разная продуктивность. Самая маленькая - около 2 тыс. л, самая большая - в Томской области - около 7 тыс. Но тем не менее нам удается объединить единомышленников”, - подчеркнул глава союза Игорь Елисеенко.
“Нижегородский молочный союз” был создан в 2019 году. Уже на тот момент в него вошли многие представители рынка Нижегородской области. А сейчас это одно из самых многочисленных региональных объединений - в него входят 57 членов.
“Мы - институт развития и должны способствовать тому, чтобы нести каждому нашему участнику понимание, за счёт чего он получает конкурентные преимущества, за счёт чего у него растет эффективность, почему ему не нужно с кем-то конфликтовать. Мы идем параллельными курсами”, - отметил глава союза Николай Трофимов.
 

Задачи и болевые точки


Федеральным отраслевым молочным союзом является Союзмолоко, который возглавляет Артем Белов. В состав объединения входит уже больше трехсот предприятий-участников. Союзмолоко - главный орган взаимодействия между отраслью и властью. И только за последнее время ему удалось отстоять несколько сфер интересов молочников на государственном уровне. А также выйти и на международный уровень.

Союзмолоко добилось смягчения новых экологических требований к молокоперерабатывающим предприятиям при поддержке региональных союзов. Также благодаря Союзмолоко отсрочили введение РОП. Норматив утилизации в 100% планируется ввести лишь с 2027 года. И есть время подготовиться. Введение обязательной цифровой маркировки удалось отложить на целый год. Что позволило сэкономить отрасли минимум 60 млрд рублей.

Однако есть общие проблемы, а есть частные. Россия - большая страна, и болевые точки могут отличаться от региона к региону. Поэтому все просьбы, вопросы и решения идут снизу вверх. Региональные союзы собирают информацию на местах и доносят ее до правления федерального Союзмолоко. 

“Мне кажется, у нас сложился очень эффективный симбиоз: взаимодействие между региональными объединениями и нашим большим союзом - Союзмолоко, потому что это по сути наш один общий кулак, и мы всегда чувствуем ту важную роль, которую он играет”, - отметил председатель наблюдательного совета Южного молочного союза Олег Жарко.

Глава Союзмолоко Артем Белов в свою очередь подчеркнул, что подобные союзы есть практически во всех отраслях, однако специфика молочной отрасли заключается в том, что она очень фрагментирована. 

“Создание региональных союзов во многом на этом и основано. Потому что нужно понимать не только ту проблематику, которая свойственна крупному бизнесу, но и небольшим региональным производителям и переработчикам. А это можно понять только на местах. Я ключевую задачу работы союза вижу в том, чтобы создавать максимально благоприятные экономические условия для развития молочного бизнеса в России. Он должен быть доходным, приносить деньги и позволять компаниям устойчиво расти. Поэтому важная задача союзов - собрать всех в едином информационном поле”, - подытожил Артем Белов.

Один из сложных вопросов - взаимодействие производителей и переработчиков в рамках союзов. Это очень непростая задача - объединить организации, у которых диаметрально противоположные интересы в ключевом коммерческом вопросе: цене на сырое молоко. “Здесь очень важно договариваться, потому что, как показала практика, общих целей у нас гораздо больше. Последние несколько лет мы активно развиваем и ежемесячно готовим так называемый индекс операционной себестоимости. Готовить его мы начали не просто так. Мы хотели, чтобы между производителями и переработчиками выстраивались долгосрочные партнёрские отношения”, - подчеркнул глава Союзмолоко. 

Есть еще одна проблема, которую сейчас пытается решить Союзмолоко. До 4 квартала 2022 года порядка 25% всего молока в России продавалось по долгосрочным контрактам. В прошлом году их количество резко сократилось, и в союзе призывают, особенно в текущей ситуации, вернуться к этой практике, потому что она позволяет сделать понятными, прогнозируемыми взаимоотношения, доходность, а главное - цену.

“Мы должны четко сказать государству, чего именно от него хотим, ведь принцип самоорганизации заключается в том, чтобы уже приходить с какой-то позицией. Мы, молочники, в принципе стараемся сами формировать повестку, не реагировать на то, что предлагает государство, а действовать проактивно, в том числе в экологической сфере и по целому ряду других вопросов. Мы несколько лет назад впервые разработали стратегию развития молочной отрасли и заложили туда все механизмы господдержки, которые действуют до сих пор”, - сформулировал одну из основных задач Союзмолоко Артем Белов.
1697601600

бизнес

4606 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
аукцион коров
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД

Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен