Обзор Чем живут региональные молочные союзы?
Как молочный союз может эффективно представлять интересы отрасли в регионе и выстраивать взаимодействие с другими союзами, в том числе с Союзмолоко? Это и многое другое обсудили руководители отраслевых объединений на первом Всероссийском молочном форуме регионов, который прошел в Сочи в конце сентября. Организатором мероприятия стал Южный молочный союз во главе с Константином Синецким. Помимо директора Союзмолоко Артема Белова, участие в конференции приняли Игорь Елисеенко из «Союзмолоко. Сибирь», Денис Николаев из «Союз Леноблмолоко» и Николай Трофимов из «Нижегородского молочного союза». Все они поделились своим видением целей и задач своих организаций.
Что такое региональные союзы и зачем они нужны?
Стратегические цели требуют объединения усилий. Поэтому, по словам руководителей союзов, основными задачами их организаций является:
- координировать деятельности членов союза,
- представлять и защищать их интересы в государственных и муниципальных органах власти, общественных и иных организациях, создавать комфортную предпринимательскую среду и благоприятный инвестиционный климат в сфере сельского хозяйства,
- вырабатывать единые для всех игроков молочного рынка критерии добросовестной конкуренции;
- обрабатывать информацию о проектах нормативных документов на стадии их разработки и влиять на результат,
- формировать общественное мнение об отрасли в целом и молочной продукции в частности,
- изучать и популяризировать лучшие практики, применяемые в отрасли,
- оказывать практическую и консультативную помощь хозяйствам в критических и нестандартных ситуациях с помощью налаженных каналов общения с ФОИВами.
Южный молочный союз был образован 27 августа 2020 года на базе Ассоциации «Кубаньмолоко». В настоящее время он насчитывает в своем составе 24 молокоперерабатывающих предприятия и двух почетных членов: «Кубанский государственный технологический университет» и Краснодарский региональный институт агробизнеса. Годовой оборот предприятий-членов Союза составляет около 50 млрд рублей.
Участники «Леноблмолоко» формируют консолидированную позицию по развитию отрасли, вместе работают над оперативным решением возникающих на региональном уровне вызовов. В рамках своей деятельности союз оперативно узнает о новых кредитных программах для молочной отрасли от банковских организаций и доносит информацию до участников рынка. А с учебными заведениями налаживает процесс привлечения кадров на предприятия.
Деятельность союза направлена на защиту интересов производителей и переработчиков молока, осуществляющих свою деятельность на территории Сибирского федерального округа, в органах государственной власти, общественных организациях.
Задачи и болевые точки
Федеральным отраслевым молочным союзом является Союзмолоко, который возглавляет Артем Белов. В состав объединения входит уже больше трехсот предприятий-участников. Союзмолоко - главный орган взаимодействия между отраслью и властью. И только за последнее время ему удалось отстоять несколько сфер интересов молочников на государственном уровне. А также выйти и на международный уровень.
Союзмолоко добилось смягчения новых экологических требований к молокоперерабатывающим предприятиям при поддержке региональных союзов. Также благодаря Союзмолоко отсрочили введение РОП. Норматив утилизации в 100% планируется ввести лишь с 2027 года. И есть время подготовиться. Введение обязательной цифровой маркировки удалось отложить на целый год. Что позволило сэкономить отрасли минимум 60 млрд рублей.
Однако есть общие проблемы, а есть частные. Россия - большая страна, и болевые точки могут отличаться от региона к региону. Поэтому все просьбы, вопросы и решения идут снизу вверх. Региональные союзы собирают информацию на местах и доносят ее до правления федерального Союзмолоко.
“Мне кажется, у нас сложился очень эффективный симбиоз: взаимодействие между региональными объединениями и нашим большим союзом - Союзмолоко, потому что это по сути наш один общий кулак, и мы всегда чувствуем ту важную роль, которую он играет”, - отметил председатель наблюдательного совета Южного молочного союза Олег Жарко.
Глава Союзмолоко Артем Белов в свою очередь подчеркнул, что подобные союзы есть практически во всех отраслях, однако специфика молочной отрасли заключается в том, что она очень фрагментирована.
“Создание региональных союзов во многом на этом и основано. Потому что нужно понимать не только ту проблематику, которая свойственна крупному бизнесу, но и небольшим региональным производителям и переработчикам. А это можно понять только на местах. Я ключевую задачу работы союза вижу в том, чтобы создавать максимально благоприятные экономические условия для развития молочного бизнеса в России. Он должен быть доходным, приносить деньги и позволять компаниям устойчиво расти. Поэтому важная задача союзов - собрать всех в едином информационном поле”, - подытожил Артем Белов.
Один из сложных вопросов - взаимодействие производителей и переработчиков в рамках союзов. Это очень непростая задача - объединить организации, у которых диаметрально противоположные интересы в ключевом коммерческом вопросе: цене на сырое молоко. “Здесь очень важно договариваться, потому что, как показала практика, общих целей у нас гораздо больше. Последние несколько лет мы активно развиваем и ежемесячно готовим так называемый индекс операционной себестоимости. Готовить его мы начали не просто так. Мы хотели, чтобы между производителями и переработчиками выстраивались долгосрочные партнёрские отношения”, - подчеркнул глава Союзмолоко.
Есть еще одна проблема, которую сейчас пытается решить Союзмолоко. До 4 квартала 2022 года порядка 25% всего молока в России продавалось по долгосрочным контрактам. В прошлом году их количество резко сократилось, и в союзе призывают, особенно в текущей ситуации, вернуться к этой практике, потому что она позволяет сделать понятными, прогнозируемыми взаимоотношения, доходность, а главное - цену.
бизнес