Разбор Как будут оценивать целесообразность введения маркировки


Правительство издало распоряжение о запрете оборота молочной продукции без цифровой маркировки. При этом представители отрасли публично призывают оценить, насколько целесообразно её вводить. В октябре Министерство промышленности и торговли РФ заключило контракт, по которому сторонний консультационный центр должен разработать методику оценки целесообразности введения маркировки. Вчера, за десять дней до срока окончания услуг, исполнитель должен был отчитаться о готовности. Milknews изучил условия договора и информацию, которая должна лечь в основу методики.

Промышленность просит об оценке

Правительство России в 2018 году составило список категорий товаров, подлежащих цифровой маркировке, а в 2019 году – добавило в него молочную продукцию. Согласно распоряжению правительства распоряжением от 28.04.2018 № 791-р, решение об обязательной маркировке должно приниматься на основе анализа целесообразности. Однако до сих пор нет официально утвержденной методики анализа, как и указаний, что именно даёт право считать маркировку целесообразной. 

ЦРПТ, оператор системы цифровой маркировки, проводят эксперименты по использованию маркировки. При этом в случае с молочной промышленностью правительство России вынесло распоряжение о запрете оборота немаркированной продукцией ещё до окончания «пилота». Сам же эксперимент, по словам участников межотраслевой дискуссии в Общественной палате в октябре, был сконцентрирован на технических особенностях печати и сканирования.

В ноябре Национальный союз производителей молока выступил с требованием приостановить проведение эксперимента до проведения оценки целесообразности. Позднее обеспокоенность выразил Межотраслевой экспертный союз, членом которого являются Союзмолоко, объединения производителей и продавцов, а также Торгово-промышленная палата РФ. 

Основные пункты контракта с разработчиками

Пока что Минпромторг только готовится к тому, чтобы принять методику оценки целесообразности – по ней в будущем можно будет проводить и саму оценку. Согласно данным с портала госзакупок, разработчиком выступает АНО «ИКЦ Бизнес-Тезаурус», учреждёная Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства. Организация предложила цену в 7 млн рублей, что на 3 млн ниже стартовой цены госконтракта. Другие участники торгов предложили свои услуги в ценовом пределе от 6,3 до 9,5 млн рублей, однако победу «Бизнес-Тезаурусу» в аукционе обеспечили баллы за опыт в решении аналогичных задач.

Согласно информации с сайта организации, «Бизнес-Тезаурус» занимается вопросами регулирования предпринимательства и мониторингом предприятий. В числе завершённых госконтрактов организации – научно-исследовательские работы по заказу Минэкономразвития, Минпромторга, Управления делами Президента и региональных ведомств.

Согласно условиям договора, исполнитель должен проанализировать имеющийся опыт внедрения маркировки. Для этого он должен был опросить по меньшей мере сто организаций, участвующих в обороте маркируемых товаров, а также проанализировать публичные заявления отраслевых ассоциаций и должностных лиц. Экспертное заключение также будет основываться на опросе граждан и анализе уже сделанных соцопросов, опубликованных в последние три года.

Помимо этого, оценка существующего опыта будет проводиться на основе данных Росстата, ФТС и ФНС России. Исследователи обязались запросить данные об объемах импорта, экспорта, доле нелегальной продукции и отмеченных нарушений в фармакологической, табачной, меховой и шинной отраслях. По результатам исследования «Бизнес-Тезаурус» должен будет предоставить пример расчёта баланса выгод и затрат для четырех типовых участников рынка: производителя, импортёра, оптового продавца и ритейлера.

Одновременно с работой, непосредственно касающейся целесообразности введения маркировки, организация должна определить, какие избыточные административные барьеры стоило бы снять для индустрий, попавших под введение маркировки. Данная работа не относится к инициативе «регуляторной гильотины». Рабочие группы по «гильотине» были сформированы ещё в октябре, а уже сформулированные предложения по дерегулированию касались отраслей вне зависимости от планов по маркировке.

Удовлетворён ли бизнес проектом методики?

По информации Milknews, представители индустрий, в которых планируется введение цифровой маркировки, получили предварительную версию методики для оценки. В ответ Союзмолоко направил в Минпромторг отзыв, в котором повторно обратил внимание на пункты, уже освещённые на встрече в Общественной палате.

Согласно тексту письма, в методике не закреплено само понятие «целесообразности», а алгоритм не оценивает все затраты участников оборота. В частности, «затратами производителя» авторы методики считают только затраты на приобретение кодов маркировки и на их нанесение на упаковку. Союзмолоко предлагает, помимо этого, учесть расходы на оборудование складов электронными системами учёта, поштучную прослеживаемость и обучение персонала.

Другие рецензенты также отметили, что дополнительная сложная процедура по записи и считыванию кодов повысит затраты, связанные с ошибками персонала. Это следует из презентации Минпромторга на заседании рабочей группы по введению маркировки (есть в распоряжении Milknews). Предприниматели также не согласились с доводов о том, что замещение нелегальной продукции легальной повысил объём продаж. Согласно консенсусу, приведённому в презентации, авторы утверждения подразумевают, что производители должны будут увеличивать объёмы производства без изменения суммы прибыли. Это противоречит основной цели бизнеса – получать и наращивать прибыль.

Союзмолоко оценивает, что введение цифровой маркировки молочной продукции будет стоить индустрии 45 млрд рублей, 25 млрд из которых придётся на внедрение без учёта стоимости эксплуатации. Другое отраслевое объединение, Российский союз предприятий молочной отрасли, оценивает общие затраты в 40 млрд рублей. Татьяна Ткаченко, директор по связям с государственными органами Danone Россия, рассчитывает, что расходы на внедрение маркировки составят 69% от всех расходов на приведение бизнеса к нормативно-правовой базе 2020 года.


Автор: Юрий Литвиненко
Теги: Минпромторг бизнес

1594 просмотра

Также рекомендуем:


Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
Сессии 9
Кизель вебинар сыры

Господдержка
Подпишитесь на нашу рассылку
Новелла вебинар


Аналитический центр Milknews
dairy-asia
Неделя РР
dairy-asia
Неделя РР