компоненты

Разбор Рынок молочной упаковки в условиях санкций


Одним из вызовов, возникшим в результате введения санкций против России, стало решение проблем с упаковкой, в том числе для молочной продукции. Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) и информационное агентство Milknews провели масштабное исследование, касающееся адаптации молочной отрасли к влиянию санкций в части упаковки.  Участие в исследовании приняли ведущие игроки и эксперты индустрии: производители молочной продукции («КОМОС ГРУПП», «Молвест», «Ренна», «Виола и др.), производители упаковки («Упаковочные системы», «Ламбумиз» и др.), инжиниринговые компании и производители оборудования («Процессный инжиниринг», Basson и др.). О результатах исследования рассказываем в новом материале.
 

Сколько нужно упаковки?

 
Молочная продукция остается одним из самых востребованных продовольственных товаров у россиян. Согласно Доктрине продовольственной безопасности, самообеспеченность этой продукцией России должна достигнуть 90%, и сейчас наша страна уже близка к достижению этого показателя.

Исследование показало, что в общей структуре производства молочной продукции в России, которое составляет 12,8 млн тонн в год, 34% приходится на пастеризованное молоко, 20% - на кисломолочную продукцию, 11% - на ультрапастеризованное и стерилизованное молоко, 7% - на сыры и сырную продукцию, 5% - на творог и продукты на основе творога. Еще 4% молочного рынка занимает мороженое, по 3% приходится на сыворотку, сывороточные продукты и сливочное масло, спреды, по 2% отдается сыворотке и сывороточным продуктам и сливкам, и последний 1% приходится на сухое молоко и сливки.



Но в то же время, согласно данным аналитиков, основную потребность молочного рынка в упаковке, объем рынка которой составляет 32,2 млн штук, формируют жидкие продукты, имеющие наиболее объемные розничные форматы (картон, ПЭТ, пленки), а также решения на основе гибкой упаковки и пластиков для вязких и твердых продуктов. Так, на кисломолочные продукты приходится 23% всего объема упаковки на молочном рынке, а на пастеризованное молоко – 14%. По 13% приходится на мороженое и сливочное масло, еще по 5% - на сливочное масло и спреды и ультрапастеризованное и стерилизованное молоко. Картон, ПЭТ и пленки обеспечивают фасовку 70% массы молочной продукции и примерно 60% общего числа упаковок. В ряде категорий продукции преобладают упаковочные решения на основе пластика, бумаги и фольги.

Выход из кризиса


Весной 2022 года осложнение внешнеполитической и экономической ситуации нарушило большинство сложившихся бизнес-процессов на внутреннем российском рынке молока и молочной продукции. В частности, одной из проблем стала нехватка упаковки, возникшая в связи с тем, что ряд иностранных производителей этой продукции под влиянием санкций приостановили ее поставки в Россию или объявили об уходе с рынка нашей страны. Одновременно произошел разрыв логистических цепочек, начались сбои в поставках упаковки и сырьевых компонентов тех поставщиков, которые продолжали работать в России. Все это происходило на фоне сложностей с платежами и скачков курса валют.

Конечно, такие события не могли не оказать шоковый эффект на индустрию упаковки. Но ключевые поставщики достаточно быстро стабилизировали ситуацию, и коллапса удалось избежать.

«Вопросы, которые касались обеспеченности упаковки, решены. Но даже в острой фазе, в 2022 году, на потребителях сложности, с которыми столкнулись поставщики, практически не сказались», - подчеркнул генеральный директор Союзмолоко Артем Белов.
 
Исследование Союзмолоко и Milknews показало, что для адаптации к работе в новых условиях отечественные производители начали резко наращивать запасы всех видов упаковки и компонентов для обеспечения бесперебойной работы. Кроме того, производители начали искать новых поставщиков в «дружественных» странах и перестраивать все цепочки поставок. Для того чтобы потребитель был обеспечен молочной продукцией в необходимых объемах, в условиях отсутствия отдельных видов привычной упаковки, в том числе TetraPak и SIG, производители начали подбирать новые материалы для товаров, тестируя их качество.

В ряде случае компаниям пришлось разрабатывать новые решения и продукты. Наконец, совместно с поставщиками был проведена локализация производства упаковки и ее компонентов, в том числе картона, бумаги, полимеров, фольги. Были использованы и временные меры. Так, на короткий период многим производителям пришлось упростить оформление упаковки, сделав ее более блеклой или используя только на лицевой стороне. Но и эти меры вскоре исчерпали себя, поскольку производителям удалось наладить рабочие процессы в новых условиях.

«И производители упаковки, и сами производители молочной продукции полностью адаптировались, почти все процессы перестроены. У нас отечественные производители локализовали не только упаковку, но и основную сырьевую базу, поэтому практически проблем не осталось», - уверен гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев.


 

 

Кто помог?

 
Население России не осталось без молочной продукции в привычной упаковке в том числе благодаря оперативным мерам, принятым компанией «Упаковочные системы». АО «Упаковочные системы» — крупнейший производитель картонной упаковки и поставщик интегрированных решений в оборудовании и сервисах. АО «Упаковочные системы» принадлежит фабрика по производству картонной упаковки в Лобне, Московской области, которая является самой крупной в России. Мощность фабрики – до 5 млрд упаковок в год. Уже в начале лета 2022 года компания запустила выпуск упаковки для молока и молочной продукции объемом 1 и 1,5 литра на отечественном картоне, а в конце лета также на отечественном картоне было налажено производство упаковки для детского питания и порционных форматов.

Поставщиками основных материалов ключевых компонентов упаковки, в том числе картона, полимеров, фольги и краски стали «Светогорский ЦБК», «Сыктывкарский ЛПК», «Сибур» и «Русал». Кроме того, «Упаковочным системам» удалось сформировать базу новых и альтернативных поставщиков в России и «дружественных» странах, насчитывающую примерно 400 компаний. Благодаря этому запасы компонентов для производства упаковки компании увеличились в четыре раза.

«В ноябре 2022 года фабрика «Упаковочных систем» перешла на выпуск асептической упаковки для жидких продуктов питания полностью на основе российского картон-сырья. Решен вопрос с красителями и полимерами, используемыми в производстве нашей упаковки. При этом мы продолжаем процесс локализации и развиваем сотрудничество с российскими поставщиками. Безусловно, мы видим дальнейшую локализацию как важный приоритет и направление развитие всей индустрии», - отметил генеральный директор «Упаковочных систем» Александр Криволапов.

Точечные сложности

 
Исследование показало, что производство всех видов и форматов упаковок полностью локализовано, в том числе полностью обеспечивается спрос на бумагу и гофрокартон, а также на полимеры и пластики. Но остается ряд точечных проблем, связанных с отдельными упаковочными решениями. Речь идет об упаковках формата easy-peel и recloseable, предназначенных для легкого и многократного открытия, о производстве индивидуальной упаковки для плавленных сыров в слайсах и треугольниках и о бумаге для сыров с плесенью и подложке для нарезанных сыров. По части упаковочных решений и локализованных сырьевых компонентов ощущается дефицит объемов, который пока восполняется с помощью импорта пищевой фольги и ламинированного картона. Кроме того, продолжают импортироваться разные виды клея, компоненты для производства красок и лаков, защитный слой EVOH для барьерных пленок, химия для процессов производства. К тому же по части упаковки и сырья пока ощущается дефицит объемов, который восполняется импортом, прежде всего из Китая.

Впрочем, участники рынка уверены, что оставшиеся проблемы не скажутся на обеспеченности рынка. «Действительно, есть небольшие вопросы по ряду специфических видов упаковки, например SIG. Компания ушла, рынок был достаточно нишевый. Или, например, EcoLean, которая тоже ушла. Но это очень нишевая история и очень небольшая доля рынка. Но вопрос, конечно, будут решать и, надеюсь, он будет решен. Это тонкие настройки, они решатся в обозримой перспективе», - прокомментировал Белов.

Меры регулирования

 
Авторы проведенного исследования оценивают импорт на рынке упаковки молочной продукции в 35-40% и полагают, что отрасли необходимо увеличение объемов производства на отечественной сырьевой базе, которое позволит заместить поставки из Китая. Для того чтобы компании смогли быстрее освоить производство форматов, которые пока не выпускаются на рынке или находятся в дефиците, по мнению экспертов, необходимо реализовать ряд действий.

В частности, требуются прозрачные правила игры для индустрии упаковки на молочном рынке и четкой стратегии локализации, по примеру рынка генетики, семян или вакцин. По мнению авторов исследования, ставки экосбора (РОП) и запреты отдельных видов упаковки должны быть экономически обоснованы в рамках всей цепочки. Среди других рисков для отрасли авторы исследования видят распределение ответственности за индустрию упаковки между разными департаментами и возможный рост стоимости упаковки на фоне усложнения схем параллельного импорта.

«Отдельный вопрос остается в том, что сейчас рынок несколько разбалансировался с точки зрения внутреннего производства и импортных поставок. Здесь необходима определенная донастройка и балансировка рынка, потому что сейчас готовую продукцию в Россию с точки зрения таможенно-тарифного регулирования выгоднее поставлять, чем поставлять отдельные ингредиенты для производства конечного продукта в Российской Федерации», - добавил Белов.

Но производители уже научились жить в новых условиях, считает Груздев. «В упаковке с учетом механизма вторичных санкций и цепочки поставок всегда может произойти какой-то сбой, потому что санкции касаются не только материалов, которые используются в той или иной упаковке, но и логистики, и финансовых расчетов, но в целом мы научились уже с этим работать. Не думаю, что есть какие-то серьезные подводные камни», - уверен он.

1707368901

бизнес

5906 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен