компоненты

Ольга Ткаченко, «Томмолоко» Будем готовы к третьему этапу маркировки не ранее 15 декабря


Буквально через две недели официально стартует третий этап введения обязательной маркировки молочной продукции. Многие предприятия уже готовы к этому, но у некоторых возникли проблемы из-за задержек поставок оборудования, очереди в типографиях и нехватки квалифицированных кадров. Этот и другие актуальные вопросы отрасли Milknews обсудил с директором ЗАО «Томмолоко» Ольгой Ткаченко.
 
Milknews: Сегодня многие аналитики отмечают проблемы в отрасли из-за стагнации спроса и падения доходов населения. Чувствуете ли вы кризисные тенденции в секторе?
 
О. Ткаченко: Да, конечно, определенные тенденции по снижению спроса на молочную продукцию в отрасли из-за падения доходов населения присутствуют. Но мы чувствуем это в меньшей степени, поскольку львиная доля нашей реализации - это локальные продажи традиционной молочки сегмента «эконом»: молока, кефира, сметаны, творога, масла, без которых среднестатистическая российская семья в провинции пока не мыслит своего существования.
 
Milknews: Выросла ли себестоимость производства продукции? Повысили ли ваши поставщики стоимость сырья из-за роста цен на корма и другие составляющие себестоимости?
 
О. Ткаченко: Да, естественно, себестоимость выросла и сырья, и готовой продукции. Причем себестоимость сырья выросла не меньше, чем на 30%! Да и как могло быть иначе в условиях, когда взлетели цены на корма, удобрения, на энергоносители, на импортные запчасти.
 
В переработке не намного легче. Составляющая сырья в себестоимости не меньше 70%, а также стоимость упаковки, вспомогательных материалов, запчастей в основном завязаны на курсе валют.
 
Milknews: Как вы считаете, что могло бы поддержать сектор? Насколько эффективна поддержка производства со стороны государства, в том числе региональных властей?
 
О. Ткаченко: В сегодняшней ситуации господдержка в отрасли значит очень много. Как минимум нужно сохранить существующие меры поддержки, ни в коем случае не снижать финансирование аграриев. В сегодняшней ситуации это, пожалуй, будет смерти подобно.
 
Кроме того, не мешало бы государству вникнуть в ценообразование некоторых составляющих себестоимости молочной продукции, где рост происходит в геометрической прогрессии. Приведу простой пример: стоимость каустической соды, которая применяется для мойки оборудования, выросла с августа этого года с 65 рублей за кг до 155 рублей, и производители предупреждают, что это еще не предел: в декабре опять планируется рост! Или стоимость обычных деревянных европоддонов: за полгода со 150 рублей за штуку цена выросла до 450 рублей! Скажете, что это все мелочи? А из таких мелочей складывается себестоимость нашей продукции.
 
Milknews: Как повлиял на работу предприятия коронавирус?
 
О. Ткаченко: На работу нашего предприятия коронавирус повлиял только в той степени, в какой он прошелся по работающему персоналу завода. Дважды были очень напряженные моменты, когда приходилось работать в условиях дефицита работников. В целом завод не останавливался и функционировал в обычном режиме, поскольку наше предприятие является системообразующим в регионе.
 
Milknews: Готова ли компания к третьему этапу введения системы обязательной маркировки? Какой способ нанесения кодов выбран? Были ли трудности с внедрением?
 
О. Ткаченко: Что касается третьего этапа цифровой маркировки, ситуация непростая. Говорить о 100% готовности не могу. Договора заключили вовремя с поставщиками оборудования и программного обеспечения еще в июне, но проблемы есть и с теми, и с другими. При том, что компании эти очень надежные и известные.
 
Проблемы следующие: задержки с поставками комплектующих (в основном импортных), нехватка специалистов для работы на местах. И мы далеко не одни в таком положении. Общаемся с другими предприятиями. У многих похожая ситуация. На сегодняшний день готовность просматривается ориентировочно к 15 декабря, но гарантии нет никакой. Нужно понимать: должен заработать сложный программно-аппаратный комплекс. К тому же пилотный, то есть нигде, никогда до этого не существовавший и не работающий! Я не верю, что он заработает сразу и без сбоев.
 
По поводу способа маркировки. Рассматривали разные. Самый простой и очевидный был бы типографский. Но не все типографии, с которыми мы сотрудничаем, оказались готовы в срок выполнить эту работу. Или назвали нереальную цену за такие услуги. В результате только на одной производственной линии мы решили воспользоваться таким методом. На остальных или стикерование, или прямое нанесение DataMatrix-кода.
 
Milknews: Запланировали ли вы проекты по расширению и модернизации производства? Планируете ли выпуск новой продукции или расширение рынков сбыта?
 
О. Ткаченко: У нас сейчас идет серьезная модернизация производства с полным обновлением аппаратных цехов, емкостного парка, технологического оборудования, с капитальным ремонтом помещений предприятия. Модернизация реализуется в три этапа за три года, первый из которых уже успешно завершился. Цель очевидна: повышение эффективности существующего производства, снижение внутризаводских потерь, повышение качества готовой продукции. Если мы этого не сделаем сейчас, через 5-10 лет нас вытеснят с рынка более успешные конкуренты. Задумок много. Надеемся все их реализовать.
 
Milknews: Знаем, что продукция «Томмолоко» поставляется в местные детсады, школы, больницы. Расскажите подробнее об этой социальной программе.
 
О. Ткаченко: А что о ней рассказывать? Эта программа, кроме того, что социальная, она еще и вполне себе коммерческая. Бюджетные учреждения - просто отдельный сектор рынка, где цены, конечно, пониже, чем в других секторах, но рынок этот стабильный, и вполне себе рентабельный. Это не значит, что мы не занимаемся благотворительностью. Есть контракты, где мы поставляем продукцию бесплатно, но это совсем другая история.
 
Milknews: Какие плюсы и минусы работы в молочной отрасли вы можете назвать с высоты своего опыта? Что бы вы могли посоветовать начинающим молочникам?
 
О. Ткаченко: Ну, если откинуть в сторону эмоции и такие фразы как: «Нужно любить свое дело! Молочная продукция - основа здорового питания подрастающего поколения! Мы производим самую вкусную продукцию в мире! И т.д и т.п.» то останутся, на самом деле, одни минусы.
 
Смотрите сами: очень низкая рентабельность, жесткие требования к организации производства, нестабильное качество сырья, высокая конкуренция на рынке готовой продукции и сырья. Не очень симпатичная картинка получается.
 
Но знаете, с годами смотришь на это несколько по-другому! Воспринимаешь эти обстоятельства не как минусы, а как вызов!
 
Призыв к высокой самоорганизации и к решительным действиям. Низкая рентабельность? Да, но мы проведем модернизацию, повысим внутренююэффективность, снизим себестоимость, нарастим объемы и сможем не только получить достойную прибыль, но и развиваться дальше.
 
Жесткие требования, постоянные проверки и аудиты? Да, но спасибо им огромное, постоянно поддерживают нас в тонусе и заставляют самосовершенствоваться. Нестабильное качество сырья? Да, но мы идем туда, работаем с поставщиками, поднимаем их до своего уровня, развиваем собственную сырьевую базу!
 
Высокая конкуренция на рынке готовой продукции? Да, но значит мы должны быть лучше, привлекательней, качественней, в конце концов, быстрей!
 
Milknews: Не так часто можно встретить женщину на руководящей позиции в сельском хозяйстве. Женщинам, на ваш взгляд, сложнее или проще управлять в этом секторе, чем мужчинам?
 
О. Ткаченко: Мне кажется, абсолютно неважно: мужчина или женщина руководитель.  Тут главное не гендерный признак, а  профессиональные качества человека. Также надо понимать, что эффективная работа любого  предприятия - это не только показатель уровня руководителя, но и результат профессиональной командной работы специалистов этого предприятия. А поскольку сельское хозяйство - отрасль достаточно суровая, то тут без мужчин все-таки никак не обойтись!
 

1637829353

9728 просмотров

Также рекомендуем:


2 форум
Молочные заводы
Комментарии
2 ФОРУМ
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы