Татьяна Ткаченко: 10 законодательных изменений, которые коснутся производства молока
Десять самых важных законодательных изменений, которые коснутся АПК уже в конце этого и ближайшие два года представила во время первого заседания "Молочных сессий" Татьяна Ткаченко, директор по взаимодействию с госорганами "Группы компаний Danone в России". Следующее мероприятие Milknews состоится 19 декабря 2017 года.
Ни для кого не секрет что значительную долю затрат при производстве молочной продукции занимает не только сырье и производственная себестоимость, но и транспортные и административные расходы. Знать об изменениях, которые ожидают нас по этим статьям расходов необходимо всем игрокам рынка. Материал подготовлен журналистами издания "Агровестник".
Электронная ветеринарная сертификация
С 1 января 2018 года перемещение каждой партии продукции животного происхождения должно сопровождаться обращением в Федеральную государственную информационную систему "Меркурий" и получением от нее электронного ветеринарного документа разрешающего фактически перемешать продукцию. Речь идет о выписке документа на каждую отдельную строчку в товарной накладной.
По мнению Татьяны Ткаченко, это нововведение, очень усложнит работу всех участников рынка. Ведь оно касается не только работы в самой информационной системе, оно коснется абсолютно всех этапов производственного процесса.
Экологическое регулирование
В прошлом году, согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" молочные предприятия попали в первую категорию предприятий оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Речь идет обо всех молокоперерабатывающих заводах с мощностью 200 тонн. Это охватывает достаточно широкий круг участников рынка. Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года. Татьяна Ткаченко рассказала о плюсах и минусах этого постановления. К сложностям от введения новых правил представитель Danone отнесла необходимость получения комплексного экологического разрешения. "Триста участников рынка обязаны получить его уже в следующем году. Пока молочные предприятия в этот список не входят, поэтому для нас это откладывается до 2019 года", - рассказывается эксперт. Еще один сложный момент предписан в Федеральном законе от N 219-ФЗ. Согласно ему, все предприятия, попадающие в первую категорию, обязаны внедрять Наилучшие Доступные Технологии (НДТ). Как это будет происходить, пока до конца не ясно, потому что справочники НДТ только разрабатываются. По словам, Ткаченко, скорее всего это тоже вызовет дополнительные затраты.
Но, как и у всего, у этого нововведения есть и плюсы. При внедрении НДТ предприятия будут избавлены от ставки оплаты за негативное воздействие на окружающую среду. Все предприятия обязаны следовать предписанию об оснащение автоматическим датчиками и средствами передачи сведений о всех выбросах и стоках в федеральную государственную информационную систему, которой пока не существует.
Водоотведение
Особое внимание в своем выступлении Татьяна Ткаченко уделила вопросу водоотведения. По ее мнению, это очень сложная тема. "Последние три года, это регулирование беспрерывно менялось. Два года назад оно выглядело, так, что мы должны были помимо местного норматива платить и федеральный. После этого в связи с мораторием на дополнительные платежи для бизнеса - федеральная оплата негативного воздействия на окружающую среду была отодвинута до 2019 года. Однако вместо нее немедленно возродились местные нормативы, по которым предприятия, так или иначе, оплачивали ущерб, который они наносили окружающей среде", - продолжала Ткаченко.
Регулирование требований по водоотведению осуществлялось двумя законами: Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N1310 и Постановлением Правительства РФ от 12.02.99 N167. Они устанавливали несколько разные показатели загрязнения сточных вод по нормативу и по составу. Они же давали возможность субъектам федерации и даже муниципалитетам устанавливать собственные нормативы и методики. По словам, эксперта, суммы разнились в 100 раз от одного субъекта к другому. Второй существенный фактор - это федеральные нормативы, которые предприятия платят за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения. "По обеим статьям мы платим водоканалам, благодаря вот этому хитрому кульбиту законодательства", - рассказывает Ткаченко.
В этом году были внесены определенные изменения в Федеральный Закон. Теперь негативное воздействие или ущерб окружающей среде называются - нормативы по составу сточных вод. "Два предыдущих постановления должны быть отменены и мы будем жить по Федеральному закону, но ситуация сохранится. Просто она будет упорядочена и регламентирована. Ситуация, в которой мы будем платить и по федеральному, и по местному тарифу совершенно неизбежна. Многие предприятия и субъекты в ней живут уже сейчас. Но с 2019 года это распространится на все предприятия", - объясняет Татьяна Ткаченко.
Кроме того, сегодня отменены обязательные требования к строительству локальных очистных сооружений. Закон больше не предписывает предприятия строительство этих сооружений. "Минстрой, который и занимается разработкой этого регулирования, обещает, что местные нормативы в разных субъектах буду гармонизированы, то есть от субъекта к субъекту тариф не будет меняться от 5 до 105 рублей и что правила станут более менее понятными", - обнадеживает представитель Danone.
Экологический сбор
Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ, который был введен в 2016 году, предписывал всем хозяйствующим субъектам отчитаться за всю упаковку, которую выпустили на рынок. "В первый год кто-то отчитался, кто-то – нет. В 2017 году впервые отчитались и заплатили. Однако кто-то заплатил кто-то нет. Все это связано с тем, что законодательство устроено сложным образом и имеет много пробелов и ситуаций, позволяющих ту или иную трактовку", - объясняет Ткаченко.
Эксперт легко объяснила, почему с экологическим сбором сложилась именно такая ситуация. "Мы должны с вами заплатить за определенный процесс упаковки выпущенной на рынок, потому что она загрязняет окружающую среду. Почему же нам сложно это сделать, потому, что законодательство устроено таким образом, что мы должны отчитаться по определенным кодам ТН ВЭД. Эти коды включают в себя термины: упаковка пластиковая объемом до 2-х литров или изделие пластмассовое упаковочное. Но мы не выпускаем пластмассовых упаковочных изделий. Мы выпускаем пастеризованное питьевое молоко, йогурты, кисломолочные и другие продукты. Поэтому даже заполнить эту декларацию для нас представляет большую сложность. И декларационная компания этого года практически сорвана". Компания сорвана, а проверки со стороны контролирующих органов и Роспотребнадзора идут полным ходом. "Сегодня, мы ждем изменений в нормативки и самое главное мы ждем новых нормативов. Процентов той самой упаковки, которую мы должны переработать от всего объема, который мы выпустили на рынок. Они должны быть установлены на ближайшие три года", - рассказала эксперт.
Регионализация
20 января 2017 года утверждено решение Россельхознадзора о регионализации. Согласно этому решению запрещено перемещение сырого молока из неблагополучных регионов в благополучные без пастеризации. Татьяна Ткаченко, видит в этом серьезные риски для рынка. "Пока что строгость закона компенсируется не обязательностью его выполнения или слабостью контроля. Однако, если представить себе, что потребуется оборудование для пастеризации в каждом хозяйстве, во всяком случае, в неблагополучных районах, то можно понять, что это серьёзный вызов для рынка", - заключает эксперт.
Лейкоз
Евразийской экономической комиссией было принято решение об исключение Приложения № 5 к регламенту, но законодательно оно еще не оформлено и не заработает в течение некоторого времени.
Технический регламент на молоко
С 1 июля 2017 года вступили в действие новые нормативы по безопасности сырого молока. Теперь отменена сортность и параллельно с этим был изменен ГОСТ. Большие дискуссии на рынке между экспертами состоят в том, ослаблены требования к сырому молоку или нет. "С нашей точки зрения Технический регламент выдвигает более строгие требования", - считает представитель Danone. Так же сегодня в работе находится проект вторых изменений, которые касаются маркировки молокосодержащих продуктов и определения категории продуктов.
Закон о торговле
Закон вступил в силу в прошлом году. Ввел ограничение ретробонуса – вознаграждения на уровне 5%, которое производители выплачивают сетям, за эффективную продажу продукции. В эти проценты так же включены маркетинговые услуги. Ткаченко считает, что это привело к достаточно серьезной лихорадке на рынке, но никого не удивило, что цены не изменились. "Однако, мы понимаем, что этот закон создает определенные угрозы на рынке и сейчас обсуждаются дальнейшие изменения. В частности власти предлагают отказаться от возврата продукции. Мы знаем, что когда мы не успеваем реализовать продукцию до окончания срока годности, то у сетей есть возможность нам ее вернуть, соответственно у нас есть возможность ее принять, что очень хорошо с нашей точки зрения. Однако, если это ограничение будет введено мы видим тут достаточно серьезные риски. Потому, что совершенно очевидно кому придется компенсировать эти издержки. Издержки придется компенсировать опять поставщику", - объясняет эксперт.
Ужесточение штрафных санкций
Существует концепция, авторство которой принадлежит Роспотребнадзору – повышение качества продуктов питания. По мнению, Ткаченко, это очень хорошо, что государство задумалось о качестве продуктов.
В рамках этой концепции появились первые законодательные инициативы. Подготовлены изменения в административный и уголовный кодекс, которые ожесточают наказание за нарушение по фальсификации пищевых продуктов. Предусматривается наказание в виде исправительных работ сроком до одного года и многократных штрафов, но это только в будущем.
В настоящее время, принято изменение в статье по техническому регулированию в административном кодексе, которое предусматривает введение санкций для производителей за неприятие мер по предотвращению вреда при обращении продукции не соответствующей требованиям технических регламентов. Штрафы высокие и сопровождаются остановкой завода или конфискацией, если эти самые меры не принимается.
Система Платон
Два года назад была введена плата, которую должны были платить большегрузы массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. В настоящее время максимальная ставка этой оплаты 3.7 рублей. "Сегодня, ценой неимоверных усилий, баталий и ожесточенного дискуссий в Минтрансе эта плата составляет - 1 рубль 91 копейку за 1 км. В этом году изменений ставки не будет, но с 1 июля 2018 года, даты когда ставка индексируется на уровень инфляции существуют вполне реальные риски появления региональных Платонов. Ведь теперь самые большие машины объезжают федеральные трассы по региональным дорогам", - резюмировала Татьяна Ткаченко.
Источник: Агровестник