Хронология: Как внедряли маркировку молочной продукции


25 сентября стало известно, что маркировка готовых молочных продуктов может стать обязательной с 1 июня 2020 года. Milknews рассказывает, откуда она появилась и что с ней произошло за последние два года - в хронологическом порядке. 

 

Апрель 2018

 

Впервые о планах ввести маркировку в молочной отрасли стало известно в апреле 2018 года, когда в правительстве начали обсуждать инициативу в преддверии введения электронной ветеринарной сертификации. На тот момент аналогичную систему уже тестировали в табачной отрасли. Оператором системы стал Центр развития перспективных технологий, на 50% принадлежащий структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров. Еще по 25% компании принадлежат госкорпорации “Ростех” и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.

 

Маркировку готовой молочной продукции обсуждали как альтернативу “Меркурию”, который на тот момент уже несколько лет готовился к внедрению. Среди плюсов маркировки самым очевидным стал уведомительный характер вместо разрешительного, что не грозило бы рынку большими издержками в случае проблем с системой. Уговорить Россельхознадзор отказаться от “Меркурия” разработчикам маркировки не удалось, но переход на ЭВС для молочной продукции перенесли на полгода. 

 

Июнь 2018

 

В ходе Недели Российского Ритейла министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что готовую молочную продукцию все-таки исключат из системы электронной ветсертификации. Тогда Мантуров сказал, что готовая молочная продукция будет проходить через систему Минпромторга, где будет использоваться data matrix или QR-код, а с “Меркурием” у новой системы будет происходить стыковка. “Сырье заходит по “Меркурию”, а на готовую продукцию уже будет действовать маркировка”. Подробный разбор того, как устроена система, Milknews делал в рубрике “Простыми словами”.

 

Июль 2018

 

На заявление об исключении молочной продукции из “Меркурия” в Россельхознадзоре отреагировали, заявив, что инициатива Минпромторга не решит проблему фальсификата и только монополизирует рынок. Представитель РСХН Юлия Мелано заявила, что маркировка в итоге окажется дороже “Меркурия” и будет способствовать монополизации рынка только теми, кто сможет позволить себе соответствующее оборудование. 

 

Сентябрь 2018

 

Изначально планировалось, эксперимент по маркировке отдельных видов молочной продукции будет проходить с 1 сентября до 31 декабря 2019 года. Постановление правительства не было подписано, а разработчик объявил о переносе сроков начала пилотного проекта “на ближайшее время”. Затем Минпромторг заявил, что рассчитывает провести эксперимент с декабря 2018 года, “пилот” должен был проводиться до декабря 2019 года.

 

Январь 2019

 

Руководитель проектного офиса ЦРПТ Дмитрий Скорчеллетти провел вебинар, в котором привел данные о возможных затратах на оборудование для маркировки. По данным компании, маркировка на основе ручной и термоструйной печати с учетом программного обеспечения, интеграции и всего оборудования обойдется в сумму от €450 до €11500, а для высоких скоростей (лазерной и каплеструйной печати) стоимость варьируется от €10 тысяч до €37 тысяч.

 

В целом для отрасли Союзмолоко оценил затраты на введение системы прослеживаемости в сумму около 25 млрд рублей. Кроме того, операционные затраты на 40 млрд кодов маркировки составят еще 20 млрд рублей ежегодно. Подробнее о стоимости оборудования для маркировки Milknews писал в своем разборе

 

Февраль 2019

 

Спустя полгода после переноса сроков эксперимента Денис Мантуров признал, что сроки еще не определены, и инициатива находится на этапе согласования в правительстве. Президент PepsiCo в России, Белоруссии, на Украине, Кавказе и в Центральной Азии Нил Старрок написал письмо главе Минэкономразвития Максиму Орешкину, в котором просил ускорить запуск пилотного проекта маркировки для молочной продукции. Причиной этому стало то, что Минсельхоз активизировал работу по включению категории в ФГИС “Меркурий”, а бизнес высказывал свои опасения по поводу одновременной работы в обеих системах.

 

Май 2019

 

В Минсельхозе сообщили, что допускают интеграцию “Меркурия” с системой маркировки, разрабатываемой ЦРПТ. Снова велось обсуждение сроков “пилота”, и в министерстве заявили, что документ точно будет готов до конца года. 

 

Июль 2019

 

1 июля 2019 года вступили в силу постановления правительства об обязательной электронной ветсертификации в ФГИС “Меркурий”, однако за несколько дней до этого Минпромторг заявил, что пилотный проект маркировки ЦРПТ все-таки пройдет с 15 июля. Электронную ветсертификацию это не отложило, но молочным компаниям идея не понравилась - пилотный проект начался слишком поздно, и компаниям предлагалось работать в двух системах одновременно. Срок окончания эксперимента по маркировке был запланирован на 29 февраля 2020 года. 

 

Тогда же от участия в пилотном проекте отказались и крупнейшие игроки молочного рынка. Представители Danone в разговоре с “Агроинвестором” заявили, что не видят возможности для одновременной прослеживаемости продукции в двух системах, в PepsiCo сконцентрировали все ресурсы на работу в “Меркурии” и решение сопутствующих проблем, и выступили против внедрения дублирующих систем прослеживаемости для одной категории продукции.  

 

В Союзмолоко заявили, что решение государства реализовать прослеживаемость именно на базе “Меркурия” снизило интерес производителей к пилотному проекту ЦРПТ до нуля. 

 

В ЦРПТ ответили, что в рабочую группу входит более 30 компаний, среди которых “Вакинское Агро”, “Шахунское молоко” и представители ритейлеров. Группа компаний “Галактика” разработала собственную систему для прослеживаемости, которую на тот момент уже совместила с “Меркурием” и интегрировала в маркировку ЦРПТ.  На вопрос о том, кто в настоящий момент участвует в пилотной программе, представитель центра ответил, что официально зарегистрированных производителей в ней нет, но вне рамок “пилота” ЦРПТ выезжает на некоторые предприятия и в тестовом режиме оборудует линии производства устройствами для маркировки. О том, как проходит эксперимент, Milknews писал в отдельном разборе.

 

Сентябрь 2019

 

26 сентября стало известно о том, что маркировка молочной продукции имеет все шансы стать обязательной с 1 июня 2020 года. Минпромторг сообщил, что в ходе заседания госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции был одобрен проект распоряжения правительства. Документ вносит готовую молочную продукцию в список товаров для обязательной маркировки, и в случае подписания начнет действовать с 1 июня 2020 года.

 

За неделю до этого Союзмолоко направил в Минпромторг письмо с просьбой провести анализ целесообразности для маркировки молочной продукции. Необходимость подобной процедуры продиктована в нормативных документах ЕАЭС и правительства РФ, однако экспертиза так и не была проведена. 


Автор: Артем Фальчев
Теги: Россия Молоко бизнес маркировка

2480 просмотров

Также рекомендуем:


MN В TW

Комментарии
extenso
Кизель вебинары
EURO TIER

сыворотка 29.10.20
Подпишитесь на нашу рассылку
ЮТЮБ


Аналитический центр Milknews
АГРОС 21
Неделя РР
АГРОС 21
Неделя РР