Эконива семена
Рейтинг крупнейших молочных компаний

Хронология: Как внедряли маркировку молочной продукции


25 сентября стало известно, что маркировка готовых молочных продуктов может стать обязательной с 1 июня 2020 года. Milknews рассказывает, откуда она появилась и что с ней произошло за последние два года - в хронологическом порядке. 

 

Апрель 2018

 

Впервые о планах ввести маркировку в молочной отрасли стало известно в апреле 2018 года, когда в правительстве начали обсуждать инициативу в преддверии введения электронной ветеринарной сертификации. На тот момент аналогичную систему уже тестировали в табачной отрасли. Оператором системы стал Центр развития перспективных технологий, на 50% принадлежащий структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров. Еще по 25% компании принадлежат госкорпорации “Ростех” и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.

 

Маркировку готовой молочной продукции обсуждали как альтернативу “Меркурию”, который на тот момент уже несколько лет готовился к внедрению. Среди плюсов маркировки самым очевидным стал уведомительный характер вместо разрешительного, что не грозило бы рынку большими издержками в случае проблем с системой. Уговорить Россельхознадзор отказаться от “Меркурия” разработчикам маркировки не удалось, но переход на ЭВС для молочной продукции перенесли на полгода. 

 

Июнь 2018

 

В ходе Недели Российского Ритейла министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что готовую молочную продукцию все-таки исключат из системы электронной ветсертификации. Тогда Мантуров сказал, что готовая молочная продукция будет проходить через систему Минпромторга, где будет использоваться data matrix или QR-код, а с “Меркурием” у новой системы будет происходить стыковка. “Сырье заходит по “Меркурию”, а на готовую продукцию уже будет действовать маркировка”. Подробный разбор того, как устроена система, Milknews делал в рубрике “Простыми словами”.

 

Июль 2018

 

На заявление об исключении молочной продукции из “Меркурия” в Россельхознадзоре отреагировали, заявив, что инициатива Минпромторга не решит проблему фальсификата и только монополизирует рынок. Представитель РСХН Юлия Мелано заявила, что маркировка в итоге окажется дороже “Меркурия” и будет способствовать монополизации рынка только теми, кто сможет позволить себе соответствующее оборудование. 

 

Сентябрь 2018

 

Изначально планировалось, эксперимент по маркировке отдельных видов молочной продукции будет проходить с 1 сентября до 31 декабря 2019 года. Постановление правительства не было подписано, а разработчик объявил о переносе сроков начала пилотного проекта “на ближайшее время”. Затем Минпромторг заявил, что рассчитывает провести эксперимент с декабря 2018 года, “пилот” должен был проводиться до декабря 2019 года.

 

Январь 2019

 

Руководитель проектного офиса ЦРПТ Дмитрий Скорчеллетти провел вебинар, в котором привел данные о возможных затратах на оборудование для маркировки. По данным компании, маркировка на основе ручной и термоструйной печати с учетом программного обеспечения, интеграции и всего оборудования обойдется в сумму от €450 до €11500, а для высоких скоростей (лазерной и каплеструйной печати) стоимость варьируется от €10 тысяч до €37 тысяч.

 

В целом для отрасли Союзмолоко оценил затраты на введение системы прослеживаемости в сумму около 25 млрд рублей. Кроме того, операционные затраты на 40 млрд кодов маркировки составят еще 20 млрд рублей ежегодно. Подробнее о стоимости оборудования для маркировки Milknews писал в своем разборе

 

Февраль 2019

 

Спустя полгода после переноса сроков эксперимента Денис Мантуров признал, что сроки еще не определены, и инициатива находится на этапе согласования в правительстве. Президент PepsiCo в России, Белоруссии, на Украине, Кавказе и в Центральной Азии Нил Старрок написал письмо главе Минэкономразвития Максиму Орешкину, в котором просил ускорить запуск пилотного проекта маркировки для молочной продукции. Причиной этому стало то, что Минсельхоз активизировал работу по включению категории в ФГИС “Меркурий”, а бизнес высказывал свои опасения по поводу одновременной работы в обеих системах.

 

Май 2019

 

В Минсельхозе сообщили, что допускают интеграцию “Меркурия” с системой маркировки, разрабатываемой ЦРПТ. Снова велось обсуждение сроков “пилота”, и в министерстве заявили, что документ точно будет готов до конца года. 

 

Июль 2019

 

1 июля 2019 года вступили в силу постановления правительства об обязательной электронной ветсертификации в ФГИС “Меркурий”, однако за несколько дней до этого Минпромторг заявил, что пилотный проект маркировки ЦРПТ все-таки пройдет с 15 июля. Электронную ветсертификацию это не отложило, но молочным компаниям идея не понравилась - пилотный проект начался слишком поздно, и компаниям предлагалось работать в двух системах одновременно. Срок окончания эксперимента по маркировке был запланирован на 29 февраля 2020 года. 

 

Тогда же от участия в пилотном проекте отказались и крупнейшие игроки молочного рынка. Представители Danone в разговоре с “Агроинвестором” заявили, что не видят возможности для одновременной прослеживаемости продукции в двух системах, в PepsiCo сконцентрировали все ресурсы на работу в “Меркурии” и решение сопутствующих проблем, и выступили против внедрения дублирующих систем прослеживаемости для одной категории продукции.  

 

В Союзмолоко заявили, что решение государства реализовать прослеживаемость именно на базе “Меркурия” снизило интерес производителей к пилотному проекту ЦРПТ до нуля. 

 

В ЦРПТ ответили, что в рабочую группу входит более 30 компаний, среди которых “Вакинское Агро”, “Шахунское молоко” и представители ритейлеров. Группа компаний “Галактика” разработала собственную систему для прослеживаемости, которую на тот момент уже совместила с “Меркурием” и интегрировала в маркировку ЦРПТ.  На вопрос о том, кто в настоящий момент участвует в пилотной программе, представитель центра ответил, что официально зарегистрированных производителей в ней нет, но вне рамок “пилота” ЦРПТ выезжает на некоторые предприятия и в тестовом режиме оборудует линии производства устройствами для маркировки. О том, как проходит эксперимент, Milknews писал в отдельном разборе.

 

Сентябрь 2019

 

26 сентября стало известно о том, что маркировка молочной продукции имеет все шансы стать обязательной с 1 июня 2020 года. Минпромторг сообщил, что в ходе заседания госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции был одобрен проект распоряжения правительства. Документ вносит готовую молочную продукцию в список товаров для обязательной маркировки, и в случае подписания начнет действовать с 1 июня 2020 года.

 

За неделю до этого Союзмолоко направил в Минпромторг письмо с просьбой провести анализ целесообразности для маркировки молочной продукции. Необходимость подобной процедуры продиктована в нормативных документах ЕАЭС и правительства РФ, однако экспертиза так и не была проведена. 


Автор: Артем Фальчев
Теги: Россия Молоко бизнес маркировка

2969 просмотров

Также рекомендуем:


беларусь ТОП

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
extenso
ТЕЛЕГА
ВИДЕО 5 мин

ЮТЮБ
ИНТЕР ФУД УРАЛ 25.11
ДЗЕН кв
Подпишитесь на нашу рассылку
МЕГАМИКС 30.06


Аналитический центр Milknews
Дэйри теч 25 января
Сибирская агронеделя 12.11
Дэйри теч 25 января
Сибирская агронеделя 12.11