Производство сливочного масла в РФ сократилось на 6,3%


Согласно данным отчета, подготовленного Национальным союзом производителей молока (Союзмолоко) совместно с аналитическим центром Milknews, в России по итогам 8 месяцев 2016 года производство сливочного масла сократилось на 6,3% в сравнении с тем же периодом 2015 года и составило 168,4 тыс. т (ниже объемов 2014 года на 0,9%). Совокупные ресурсы сливочного масла, маргаринов и спредов при этом сократились на 3,7%, до 584,8 тыс. т, чему способствовало сокращением производства и сливочного масла, и спредов. Производство маргариновой продукции при этом сократилось на 2,6%, до 317,6 тыс. т, спредов – на 2,8%, до 98,8 тыс. т. При этом потребление масла по итогам 7 месяцев текущего года снизилось на 3,2%.


Наибольшие объемы сливочного масла традиционно производятся в Приволжском ФО (около 32% от общероссийского объема), Центральном ФО (26%) и Сибирском ФО (17%).

Регионами с наибольшими объемами производства сливочного масла в 2016 году (по итогам 8 месяцев) являются: Алтайский край, Воронежская область, Республика Татарстан, Ивановская область, Удмуртская Республика, Краснодарский край, Ульяновска, Белгородская области, Республика Башкортостан и Курская область.

Сокращение объемов производства и импорта сливочного масла снижают его доступные товарные ресурсы и способствуют повышению цен как на b2b-рынке для промышленных производителей пищевых продуктов, использующих сливочное масло в качестве ингредиента для производства своей продукции, так и на b2c-рынке – для конечных потребителей. Наращивание внутреннего производства сдерживается недостатком сырого товарного молока на внутреннем рынке, а сокращение импортных поставок произошло из-за повышения мировых цен на молочную продукцию (в том числе повышены минимальные рекомендуемые экспортные цены на сливочное масло основным внешним поставщиком молочной продукции на территорию России – Республикой Беларусь).

В результате снижения ценовой конкуренции повышаются и внутренние цены на сливочное масло. Промышленные производители столкнулись в 2014 – 2015 годах со значительным повышением себестоимости производства из-за девальвации национальной валюты, однако не имели возможности повышать цены на готовую продукцию из-за присутствия на рынке более дешевой импортной продукции (доля импорта в товарных ресурсах составила в 2015 году около 25%). В текущих же условиях (повышение цен на импортную продукцию и недостаток сырого молока) повышение цен является вполне оправданным и в ближайшее время будет продолжаться, снижая платежеспособный спрос населения.

Запасы сливочного масла в молокоперерабатывающих организациях остаются существенно ниже соответствующих объемов в 2015 году (16,7 тыс. т на конец августа). Формирование запасов в конце 2014 и в 2015 году обусловлено увеличением объемов производства в 2014 – 2015 годах с целью замещения выпадающих объемов импорта после введения специальных экономических мер в августе 2014 года. Вместе с тем спрос на дорогостоящие молокоемкие продукты значительно снизился в связи с сокращением покупательной способности денежных доходов населения в 2015 году, в результате произведенные объемы оставались невостребованными, а производители вынуждены были повышать цены, чтобы компенсировать растущие производственные затраты.

Снижение объемов производства и импорта в текущем году и постепенно восстанавливающийся спрос (в том числе со стороны кондитерских предприятий) способствуют сокращению товарных запасов сливочного масла, однако преимущественно сезонный характер производства, сравнительно долгие сроки годности и недостаточный платежеспособный спрос обуславливают низкую оборачиваемость сливочного масла, в результате чего в летние месяцы на складах производителей товарные запасы увеличивались, снижая рентабельность предприятий из-за повышающихся затрат, связанных с хранением готовой продукции. В этой связи значительную поддержку мог бы оказать прорабатываемый Минсельхозом России механизм закупочных и товарных интервенций в отношении сливочного масла и сухого молока, однако запуск механизма интервенций возможен не раньше 2017 года.


 
 

2772 просмотра
Меркурий
Комментарии
Вебинар Телята
кейс цены
Пальмовое масло
как СТМ
Война на полках

Подпишитесь на еженедельный дайджест

ATL

ATL

Аналитический центр Milknews
Молочная Бизнес Академия
Молочная Бизнес Академия