Андрей Титов Нельзя допустить, чтобы история с «Меркурием» повторилась
Делегаты выставки INTEKPROM MILK 2019, состоявшейся на прошлой неделе в Екатеринбурге, обсуждали автоматизацию в молочной промышленности и производственные моменты, связанные с нанесением и считыванием маркировки на упаковке.
В интервью Milknews руководитель департамента ИТ «Фудлэнд» Андрей Титов рассказал, с какими техническими трудностями придётся столкнуться молочной промышленности при введении маркировки, а также прокомментировал решение Роспотребнадзора о блокировке веб-скриптов для «Меркурия».
«Существующие средства интеграции через API не позволяют выполнить часть операций»
– Прошёл почти месяц с начала использования ФГИС «Меркурий» во всех категориях молочной продукции. По вашему опыту, были ли технические трудности с использованием системы?
– Первые этапы по автоматизации были сделаны ещё в начале 2018 года. Мы серьёзно готовились к этому проекту: формировали центры компетенции, подбирали грамотных поставщиков, приводили в порядок номенклатурно-справочную информацию, оптимизировали свою логистику и схемы отгрузок продукции.
Технические проблемы были, но не из-за требований самого «Меркурия», а из-за требований торговых сетей. Не все сети консолидировали свои требования, правила оформления груза и электронных ветеринарных свидетельств. Поэтому основная проблема была именно в том, чтобы реализовать требования торговых сетей.
– Получается, что подключение цельномолочной категории с 1 ноября не сказалось на работе? Просто мы слышали сообщения о перегрузках системы, особенно 5 ноября, после выходных.
– Абсолютно подтверждаю данные сообщения. Более того, мы наблюдали снижение скорости работы «Меркурия» даже за несколько дней до 1 ноября. Это было видно как по работе наших интеграционных решений, так и по данным открытой статистики.
Было заметно, что работа «Меркурия» замедлялась, но не было такого, чтобы он в принципе не работал. Возможно, я могу вспомнить единственный случай, когда система не работала в течение часа. Но сейчас ситуация стабилизировалась, и «Меркурий» работает со скоростью, достаточной для оперативной работы.
– Недавно Россельхознадзор объявил, что будет блокировать аккаунты тех пользователей, которые интегрируют свои системы с «Меркурием» не через API, а автоматизацией работы с веб-интерфейсом. На стороне оператора такие действия выглядят как работа живого пользователя, но с крайне высокой скоростью. Как вы относитесь к запрету?
– Я знаю, что есть несколько решений, позволяющих имитировать деятельность человека на портале «Меркурия». Я негативно отношусь к решению Россельхознадзора, потому что существующие средства интеграции через API не позволяют выполнить часть операций, которые доступны пользователю веб-портала «Меркурия». Поэтому есть предприятия, которые, насколько я знаю, пользуются решениями для имитации деятельности на веб-портале.
– Получается, сначала нужно добиться паритета между вебом и API?
– Естественно. Сначала нужно полностью привести функционал API к возможностям, которые предоставляет веб-портал, а потом уже запрещать автоматизацию.
«Мы собираемся минимизировать затраты на маркировку настолько, насколько возможно»
– Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства о маркировке готовой молочной продукции. Как вы относитесь к тому, что с декабря 2020 года оборот немаркированной продукции может быть запрещён?
– Как нам к этому относиться? Как к чему-то неизбежному. Естественно, обязательная маркировка молочной продукции создаст дополнительную нагрузку на бизнес. Её введение подразумевает дополнительные затраты на инвестиции, и мы со своей стороны собираемся минимизировать затраты настолько, насколько возможно. Но мы понимаем, какими шагами по стране идёт цифровизация экономики, о которой в своё время говорил Дмитрий Медведев.
Я не думаю, что эту систему отменят применительно к молочной промышленности. Возможно, будут переносы сроков, но к её введению нужно начинать готовиться. Планы и опыт других индустрий – меховой, фармацевтической, табачной и прочих – показывают, что под маркировку должна попасть практически вся продукция, находящаяся в обороте на территории РФ.
Можно провести аналогии с системой ЕГАИС, про которую тоже говорили, что её не внедрят. В итоге весь рынок был поставлен в такие условия, что игрокам пришлось готовиться в срочном порядке. Убытки, которые бизнес может понести из-за недопоставок продукции, гораздо выше издержек на реализацию системы маркировки.
– Если мы допустим, что отмены распоряжения не предвидится, то какой бы сценарий был самым оптимальным? Не помешали бы отрасли перенос сроков или альтернативный выбор оператора?
– Если говорить об организации работы системы маркировки, то оптимальным было бы её объединение с «Меркурием» с передачей ЦРПТ обязанностей оператора. Это избавило бы бизнес от необходимости оформлять операции в «Меркурии» и привело бы обстановку в соответствие с концепцией, которая изначально предлагалась. Напомню, что ранее предполагалось, что в «Меркурии» отслеживается только сырьё, а в системе от ЦРПТ – только готовая продукция. По меньшей мере, хотелось бы видеть интеграцию двух систем на таком уровне, какой в принципе возможен и реален.
Что же касается переноса сроков, то он не просто бы «не помешал» – он необходим. Проект маркировки в разы сложнее, чем внедрение «Меркурия». «Меркурий» требовал внесения продукции в систему на уровне транспортного короба, а в случае с цифровой маркировкой речь идёт уже о каждой единице продукции. При этом количество производственных линий в индустрии большое, равно как и разнообразие производимой продукции. Соответственно, не получится стандартизировать средства и методы печати кодов маркировки.
На текущий момент на рынке нет готовых решений маркировки молочной продукции. ЦРПТ рассказывает про компанию «Трек-Марк», но, насколько я знаю, она разрабатывает в основном решения для фармацевтики.
Помимо этого, к введению маркировки не готовы и системные интеграторы, а также компании-производители программного обеспечения. Они бы могли предоставить готовые решения для работы с маркировкой, и это можно назвать одной из причин, по которой нужно говорить об отсрочке.
– Какую конкретно отсрочку вы бы назвали идеальной? Стоит ли переносить крайний срок внедрения на 2021 или 2022 год?
– Если долго затягивать с внедрением, то и рынок шевелиться не будет. Я думаю, будет хорошо, если сроки перенесут хотя бы на полгода. Но решение должно быть конкретным, и нельзя допустить, чтобы история с «Меркурием» повторилась. После переноса его введения в молочной промышленности некоторые производители подумали, что «Меркурий» отменят. В итоге его всё-так внедрили, и те, кто не готовился заранее, работали в цейтноте и делали всё поспешно. А, как известно, поспешные решения не всегда оптимальны.